Дело № 2-640/2024
Номер дела: 2-640/2024
УИН: 26RS0002-01-2024-000171-25
Дата начала: 11.01.2024
Дата рассмотрения: 22.02.2024
Суд: Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья: Романенко Юлия Сергеевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Дело № 2-402024
26RS0002-01-2024-000171-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2024 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Поповой С.А.,
с участием
истца Шангарь Ф.И.,
представителя истца Шангарь Ф.И. – Тимошенко А.М., допущенного к участию в деле на основании ст.53 ГПК РФ,
представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – Сипета В.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Шангарь Ф. И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с участием третьих лиц ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Правительство Ставропольского края, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, ППК «Фонд развития Территорий», Минстрой России, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и в предоставлении государственного жилищного сертификата, о признании права на предоставление единовременной выплаты и на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат,
установил:
Шангарь Ф.И. обратилась в суд с иском, в последствии с уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с участием третьих лиц ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Правительство Ставропольского края, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, ППК «Фонд развития Территорий», Минстрой России, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и в предоставлении государственного жилищного сертификата, о признании права на предоставление единовременной выплаты и на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат.
В обоснование иска указано, что Шангарь Ф.И. гражданка РФ, до начала Специальной Военной Операции, (далее по тексту - СВО), проживала по адресу: <номер обезличен>. С истцом проживали члены ее семьи: Шангарь М.Ю., Шангарь З.Ю. В связи с проведением СВО Шангарь Ф.И. вынужденно покинула место постоянного проживания и прибыла на территорию Ставропольского края РФ на постоянное место жительства. 30.08.2023 в целях получения единовременной выплаты и предоставления государственного жилищного сертификата Шангарь Ф.И. подано заявление в Многофункциональный центр г.Пятигорска Ставропольского края. Решением от 07.11.2023, исх. № 16329/11; от 07.11.2023 исх. № 16341/11 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края уведомило Шангарь Ф.И. об отказе в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата. Основание в отказе - прибытие на территорию Российской Федерации через Грузию, через контроль-пропускной пункт «Верхний Ларс». С отказом Министерства ЖКХ Ставропольского края в выдаче ЕДВ и ГЖС Шангарь Ф.И., не согласна. Согласно протокола заседания Рабочей группы по реализации специального инфраструктурного проекта от 09.11.2022 № 35 пгт. Великая Александровка Великоалександровского района включен в расширенный список правобережной части населенных пунктов Херсонской области в целях реализации мер поддержки граждан, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876. Истец указывает, что ввиду проведения боевых действий, массированных обстрелов со стороны ВСУ, опасаясь за свою жизнь, истец вынуждена была покинуть место постоянного проживания. Прибыть напрямую на территорию Российской Федерации в Крым можно было только путем пересечения реки Днепр с правого берега на левый берег по Антоновскому мосту или по Новокаховскому шоссе через плотину Каховской ГЭС, которые подвергались постоянным обстрелам ВСУ, а позднее были разрушены. Чтобы не подвергать себя смертельной опасности Чернявской Н.М. пришлось совершить путь с Украины до границы Российской Федерации транзитом через Грузию, через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» и прибыть на территорию Российской Федерации, а это был и есть единственный путь с правобережья Херсонской области до границы Российской Федерации. Несмотря на сложное материальное положение, а также учитывая тяжелую жизненную ситуацию по месту фактического проживания Шангарь Ф.И., ее действия подтверждают, что Шангарь Ф.И. целенаправленно ехала на территорию Российской Федерацию. Истец указывает, что на сегодняшний день осталась без жилья, собранные денежные средства были потрачены на переезд с Украины на территорию Российской Федерации. После прибытия на территорию Ставропольского края РФ на постоянное место жительства истец приняла Российское гражданство и получила паспорт РФ, члены семьи также получили гражданство РФ. В паспорте Шангарь Ф.И. имеется регистрация по адресу: <номер обезличен> Истец считает, что отказ Министерства ЖКХ Ставропольского края Шангарь Ф.И. в выдаче ЕДВ и предоставлении ГЖС с формулировкой - Вы прибыли на территорию Российской Федерации через Грузию, через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс», противоречит п. 5, 9, 12, 9.1, 14.1 Положения о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства ЕДВ на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых ГЖС, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п, (в редакции Постановлений Правительства Ставропольского края от 13.12.2022 № 774-п, от 03.04.2023 № 174-п, от 18.10.2023 №619-п). Также истец считает, что соответствует критериям права на предоставление ЕДВ на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании ГЖС, а решение Министерства ЖКХ Ставропольского края об отказе Шангарь Ф.И. от 07.11.2023, исх. № 16329/11; от 07.11.2023 исх. № 16341/11 в выдаче ЕДВ и предоставлении ГЖС является не обоснованным и не состоятельным и основано на неправильном истолковании норм действующего законодательства. Отказ Министерства ЖКХ Ставропольского Шангарь Ф.И. в выдаче ЕДВ и предоставлении ГЖС причинил ей моральный вред и нравственные страдания. Сумму компенсации причиненного морального вреда истец оценивает в 50000 рублей. На основании изложенного, просит суд: признать действия Министерства ЖКХ Ставропольского края об отказе Шангарь Ф.И. в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата, не законными; признать право Шангарь Ф.И. на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов; возложить на Министерство ЖКХ Ставропольского края обязанность предоставить Шангарь Ф.И. единовременную выплату и государственный жилищный сертификат; взыскать с ответчика в пользу Шангарь Ф.И. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Истец Шангарь Ф.И., в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель истца Шангарь Ф.И. – Тимошенко А.М., допущенный к участию в деле на основании ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – Сипета В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил об отказе в удовлетворении исковых требований, с учетом уточнения, по доводам, изложенным в возражениях, согласно которым, приказами министерства Шангарь Ф.И. в предоставлении единовременной выплаты и сертификата было отказано в связи с тем, что прилагаемые ею документы не соответствуют требованию подпункта «а» п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1876. Иными словами, прилагаемые ею документы не подтверждает наличие факта ее убытия после 24.02.2022 с места постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибытия на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (т.е. наличие факта ее соответствия требованию, предусмотренному пп. 1 п. 2 Положения №1 и пп.1 п.5 Положения №2). Кроме того, пп. «а» п. 2 Правил, пп. 1 п. 3 Положения № 1 и пп. 1 п. 5 Положения 2 содержит требование, согласно которому гражданин на иные территории Российской Федерации должен прибыть именно на постоянное место жительства. Однако истец не предоставил какие-либо документы, подтверждающие его прибытие на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации. Иное противоречило бы целям предоставления поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в г.Херсоне и части Херсонской области и прибывшим на территорию Российской Федерации на постоянное место жительство. Таким образом, министерством оспариваемые Приказы вынесены в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица Министерство строительство и архитектуры Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Минстрой России, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Правительство Ставропольского края, ППК «Фонд развития Территорий», извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин своей неявки суду не представили.
Суд, согласно ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст.17 Конституции Российской Федерации)
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации).
При этом согласно ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Положениями ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Указом Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 686 признан государственный суверенитет и независимость Херсонской области.
Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 8-ФКЗ Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876 утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (далее - Правила).
Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (п.1).
Порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.4).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п установлено, что жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, предоставляются следующие меры поддержки: единовременная выплата на обзаведение имуществом в размере 100 тыс. рублей; социальная выплата на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата. Также данным постановлением утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения (далее -Положение).
В судебном заседании установлено, что 30.08.2023, через Многофункциональный центр, Шангарь Ф.И. обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата и единовременной выплаты на обзаведение имуществом в рамках реализации мероприятий, предусмотренных вышеуказанным Положением (дата регистрации заявлений 25.10.2023).
Согласно п.1.19 приказа министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.11.2023 <номер обезличен> Шангарь Ф.И. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с тем, что прилагаемые к заявлению документы не соответствуют требованиям п.п. «1» п.5 Положения (Т.1 л.д. 124-126).
Согласно п.1.23 приказа министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.11.2023 <номер обезличен> Шангарь Ф.И. отказано в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом, в связи с тем, что прилагаемые к заявлению документы не соответствуют требованиям п.п. «1» п.3 Положения (Т.1 л.д. 127-129).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец считает отказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> в выдаче единовременной выплаты на обзаведение имуществом и предоставлении государственного жилищного сертификата незаконным, поскольку считает, что действия истца подтверждают, что с семьей целенаправленно ехала на территорию Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 №1876, мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
а) граждане после 24.02.2022 покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;
б) граждане до 01.12.2023 (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;
в) граждане по состоянию на 24.02.2022 были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки вышеуказанным гражданам, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п утверждены положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом (далее - Положение о предоставлении выплаты) и положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения (далее - Положение о предоставление сертификата).
В соответствии с п. 2 Положения о предоставлении выплаты уполномоченным исполнительным органом Ставропольского края на предоставление единовременной выплаты (далее - выплата) является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - уполномоченный орган).
Предоставление выплаты на основании п. 3 вышеупомянутого Положения осуществляется гражданам, отвечающим на день обращения за предоставлением единовременной выплаты совокупности следующих критериев:
1) граждане после 24 февраля 2022 г. покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 3099-р) и прибыли на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства;
2) граждане до 1 декабря 2023 г. (включительно) подали заявление на предоставление выплаты;
3) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 г. были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
4) у граждан, достигших возраста 14 лет, имеются паспорта граждан Российской Федерации, а в отношении детей в возрасте до 14 лет - свидетельства о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельств о рождении ребенка, выданных полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) гражданина (граждан) Российской Федерации родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) гражданина (граждан) Российской Федерации родителя (родителей) сведениями о ребенке;
5) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Выплата предоставляется однократно в размере 100 тыс. рублей (п.4, 5 Положения о предоставлении выплаты).
В целях получения выплаты гражданин (законный представитель или доверенное лицо гражданина) представляет в уполномоченный орган либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае заявление в соответствии с п. 6 Положения о предоставлении выплаты.
Пунктом 7 Положения о предоставлении выплаты определен перечень документов, которые прилагается к заявлению, а именно:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении для детей в возрасте до 14 лет);
2) документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 г., в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 г. либо компетентным органом Херсонской области, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, отсутствует (местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей)
Пунктом 12 Положения о предоставлении выплаты установлено, что уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней, а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Положения, в течение 20 рабочих дней со дня поступления от гражданина (законного представителя или доверенного лица гражданина) заявления и документов рассматривает их и принимает решение о предоставлении выплаты либо об отказе в предоставлении выплаты.
Решение об отказе в предоставлении выплаты принимается уполномоченным органом в случае несоответствия гражданина и (или) представленных им документов требованиям настоящего Положения (п. 13 Положения о предоставлении выплаты).
Кроме того, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, в соответствии с Положением о предоставлении сертификата может быть представлена социальная выплата на приобретение жилого помещения путем предоставления сертификата и его погашения.
Сертификат предоставляется на приобретение одного или нескольких жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья на территории Ставропольского края у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) (п. 2 Положения о предоставление сертификата).
Согласно п. 4 Положения о предоставление сертификата уполномоченным исполнительным органом Ставропольского края на предоставление сертификата является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Предоставление сертификата на основании пункта 5 Положения о предоставление сертификата осуществляется гражданам, отвечающим на день обращения за предоставлением сертификата совокупности следующих критериев:
1) граждане после 24 февраля 2022 г. покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства;
2) граждане до 1 декабря 2023 г. (включительно) подали заявление на предоставление сертификата;
3) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 г. были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
4) у граждан, достигших возраста 14 лет, имеются паспорта граждан Российской Федерации, а в отношении детей в возрасте до 14 лет - свидетельства о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельств о рождении ребенка, выданных полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) гражданина (граждан) Российской Федерации родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) гражданина (граждан) Российской Федерации родителя (родителей) сведениями о ребенке;
5) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 8 Положения о предоставление сертификата установлено, что в целях получения сертификата гражданин (законный представитель или доверенное лицо гражданина) представляет в уполномоченный орган либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае заявление по форме, утверждаемой уполномоченным органом.
Пунктом 9 Положения о предоставление сертификата определен перечень документов, которые прилагается к заявлению, а именно:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении для детей в возрасте до 14 лет);
2) документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 г., в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 г. либо компетентным органом Херсонской области, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, отсутствует (местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей).
В соответствии с п. 14 Положения о предоставление сертификата уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней, а в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения, в течение 20 рабочих дней со дня поступления от гражданина (законного представителя или доверенного лица гражданина) заявления и документов рассматривает их и принимает решение о предоставлении сертификата либо об отказе в предоставлении сертификата.
Согласно п. 15 Положения о предоставление сертификата решение об отказе в предоставлении сертификата принимается уполномоченным органом в случае несоответствия гражданина и (или) представленных им документов требованиям настоящего Положения.
Выдача сертификата гражданину (законному представителю или доверенному лицу гражданина) осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении сертификата (пункт 19 Положения о предоставление сертификата).
Таким образом, при соблюдении требований, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибывшим на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, могут быть предоставлены соответствующе меры поддержки.
Судом установлено, что согласно отметки в украинском паспорте Шангарь Ф.И. с 07.05.2005 зарегистрирована по месту жительства в <номер обезличен>. Данное обстоятельство также подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ.
Указанный город включен в Перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2022 № 1876 (размещен на сайте Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по адресу https://mgsn.rk.gov.ru/structure/2e23fd68-7e58-4cc2-b03c-86c7b62e05fa).
Из содержания заграничного паспорта гражданина Украины Шангарь Ф.И. следует, что с территории Украины 19.06.2022 въехала через пограничный пункт пропуска Корчова на территорию Полиши. Далее, согласно заграничного паспорта и миграционным картам Шангарь Ф.И., и несовершеннолетние Шангарь М.Ю., Шангарь З.Ю., 08.08.2023 через пограничный пункт пропуска на границе России и Грузии Верхний Ларс въехали на территорию Российской Федерации. Далее, Шангарь Ф.И., 22.09.2023 через пограничный пункт пропуска Лудонка на границе России и Латвии, покинула территорию Российской Федерации. 23.09.2023 через контрольно-пропускной пункт Виентули выехала из Латвии. Затем, 13.10.2023, Шангарь Ф.И. выехала из г. Гамбурга Германии и 14.10.2023 через пограничный пункт пропуска на границе России и Грузии Верхний Ларс въехала на территорию Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.11, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника/нанимателя жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31, ст.69 ЖК РФ, исходя из следующего:
- членами семьи собственника (нанимателя) жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
- членами семьи собственника (нанимателя) жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч. 3 названной выше статьи суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. 4 ст. 67 и п.2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, в Определении от 25.05.2017 № 1116-О), предоставление судам полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Данные требования корреспондируют обязанности суда полно и всесторонне рассмотреть дело, что невозможно без оценки каждого представленного доказательства и обоснования преимущества одного доказательства над другим.
Согласно ст. 56 ч. 2 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом суд определяет юридически значимые обстоятельства с учетом подлежащих применению норм материального права (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи или лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (ст. 56 ГПК РФ). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные ст. 2 ГПК РФ.
С учетом заявленных истцами требований, возражений ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права юридически значимыми и подлежащими определению и установлению являлись следующие обстоятельства: факт постоянного проживания истца на территории Херсонской области, вынужденность убытия с места постоянного проживания в Херсонской области, прибытие на постоянное место жительства в один из субъектов Российской Федерации, отсутствие на территории Российской Федерации иного постоянного места жительства.
Судом установлено, что по прибытию на территорию РФ истец получила Российское гражданство, зарегистрировались в системе индивидуального (персонифицированного) учета. В настоящее время истец проживает в ст.Ессентукской, Ставропольского края.
Однако с момента прибытия в Российскую Федерацию истец не предпринимала никаких действий свидетельствующих о том, что намерена проживать в Российской Федерации постоянно.
Кроме того, истец в судебном заседании пояснила, что с момента прибытия на территорию Российской Федерации её дети в России нигде не учатся (не посещают дошкольные и общеобразовательные учреждения).
Напротив действия истца свидетельствует об обратном, поскольку только после состоявшегося судебного заседания 13.02.2024, истец обратилась за регистрацией по месту пребывания, о чем получила свидетельства о регистрации по месту пребывания на истца и на её детей от 14.02.2024, в медицинские учреждения, где были оформлены медицинские карты от 14.02.2024 на истца и на её детей.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
К злоупотреблению правом относятся, в том числе заведомо или очевидно недобросовестное поведение субъекта права, недобросовестные действия участников оборота в обход закона, приводящие к неблагоприятным последствиям для иных лиц, в связи с чем никто не может извлекать выгоды из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Между тем, действия истца, а именно проживание более года на территориях стран Евросоюза, противоречат положениям о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п.
Так, судом установлено, что истец, покинула после 24.02.2022 место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (<номер обезличен>) и прибыла на территорию Ставропольского края спустя более года, что не может свидетельствовать о том, что истец прибыла в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Шангарь Ф.И. не отвечает совокупности критериев, предусмотренных положениям о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п, в связи с чем требования истца о признании незаконными решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на получение единовременной выплаты и на получение государственного жилищного сертификата; возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренными, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Указанная норма закона с учетом положений ст. 1069, 1100 ГК РФ определяет, что ответственность наступает на общих основаниях, но при наличии обозначенных в ней специальных условий, которые выражаются во властно-административных действиях государственных органов, должностных лиц. Для наступления общих условий ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя элементами, вину причинителя вреда.
Наличие у гражданина установленного законом права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, должностными лицами, не освобождает его от обязанности приводить в исковом заявлении либо при рассмотрении дела по существу обоснование тому, в чем конкретно выразилось нарушение его прав, свобод и законных интересов, а также представлять доказательства, подтверждающие нарушение такого права.
Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений ст. 12 и 56 ГПК РФ исходя из принципа состязательности гражданского судопроизводства и принципа равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что личные неимущественные права и нематериальные блага истца не были нарушены. Истцом не приводятся и не доказаны обстоятельства, связанные с наступлением у него определенных негативных последствий в личной неимущественной сфере, которые могут быть квалифицированы как причиненный вред.
Сам по себе факт отказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Шангарь Ф.И. в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата не является безусловным основанием для наступления обязательства по компенсации морального вреда.
Таким образом, требования истца о взыскании компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шангарь Ф. И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края: о признании незаконными решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, включенное в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.11.2023 № 1840, в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.11.2023 №1842; признании права на получение единовременной выплаты и на получение государственного жилищного сертификата; возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат; взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26.02.2024.
Судья Ю.С. Романенко