Дело № 33-338/2024

Номер дела: 33-338/2024

УИН: 15RS0010-01-2022-002810-75

Дата начала: 10.01.2024

Суд: Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ АМС г. Владикавказа
ОТВЕТЧИК Макаева Марина Руслановна
ОТВЕТЧИК Макаев Сослан Асланбекович
ОТВЕТЧИК Макаев Давид Асланбекович
ОТВЕТЧИК Макаев Асланбек Михайлович
ОТВЕТЧИК Макаев Заурбек Асланбекович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 11.01.2024
Судебное заседание Отложено в связи с необходимостью перехода к рассмотрению по правилам 1-ой инстанции 01.02.2024
Судебное заседание Вынесено решение решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения 22.02.2024
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 04.03.2024
Передано в экспедицию 04.03.2024
 

Акты

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Дело ...

              ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

...          22 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Темираева Э.В.

судей Моргоева Э.Т. и Лишута И.В.

при секретаре Кучиевой М.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АМС ... к М.А.М., М.З.А., М.С.А., М.Д.А., М.М.Р., М.Д.А. о демонтаже самовольно возведенной постройки по апелляционной жалобе М.А.М. на решение Промышленного районного суда ... РСО-Алания от ....

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Лишута И.В., объяснения представителя М.А.М. Атаева В.М., действующего по доверенности от ..., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,

у с т а н о в и л а:

АМС ... обратилась в суд с иском к Макаеву A.M., М.З.А., М.С.А., М.Д.А., М.М.Р., М.Д.А. об обязании за свой счет демонтировать самовольно возведенную постройку, представляющую собой дополнительный мансардный этаж (надстройку) на здании - домовладении являющимся объектом культурного наследия РСО-Алания «Дома инженера С.П.Казьмина», расположенного по адресу: РСО-Алания, ....

В обоснование иска указано, что согласно Акту ... от ... составленному сотрудниками УАТИ АМС ... по адресу: Владикавказ, ... выявлено нарушение в виде изменения архитектурного облика фасада здания – домовладения, которое является объектом культурного наследия РСО-Алания «Дома инженера С.П. Казьмина» путем возведения самовольной постройки, представляющее собой дополнительный мансардный этаж (надстройку).

Данное строение выполнено без соответствующих разрешительных документов.

В связи с выявленным нарушением застройщикам были направлены почтой предписания от ... в 30-дневный срок, устранить допущенное ими нарушение. В ходе повторного обследования территории по адресу: ... сотрудниками УАТИ АМС ... согласно Акту ... от ... было установлено, что требования по ранее выданным предписаниям №..., 157, 156,155,159 от ... не исполнены, о чем свидетельствуют фотографии к указанному акту.

В судебное представитель АМС г.Владикавказ - Гагиева Н.В., действующая на основании доверенности №Д-12 от ..., не явилась. В адрес суда поступило заявление, в котором представитель истца просила рассмотреть дело в свое отсутствие в связи с занятостью в другом процессе, требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие

Решением Промышленного районного суда ... от ... постановлено:

Исковые требования АМС ... к М.А.М., М.З.А., М.С.А., М.Д.А., М.М.Р., М.Д.А. о демонтаже самовольно возведенной постройки, удовлетворить.

Обязать М.А.М., М.З.А., М.С.А., М.Д.А., М.М.Р., М.Д.А. демонтировать за свой счет самовольно возведенную постройку, представляющую собой дополнительный мансардный этаж (надстройку) на здании - домовладения являющимся объектом культурного наследия РСО- Алания «Дома инженера С.П.Казьмина», расположенного по адресу: РСО- Алания, ....

Не согласившись с вынесенным по делу решением, М.А.М. подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить.

Апелляционным определением от ... судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя М.А.М. Атаева В.М., действующего по доверенности от ..., просившего отказать в удовлетворении иска АМС ..., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дом инженера «С.П. Казьмина», расположенный по адресу: ... является выявленным объектом культурного наследия РСО-Алания.

Указанный жилой дом площадью 565,5 кв. м. находится в общей долевой собственности: М.М.Р. - доля в праве 15/1000, М.С.А. - доля в праве 15/1000, М.З.А. - доля в праве 15/1000, М.Д.А. - доля в праве 15/1000, Макаева A.M. - доля в праве 15/1000, М.Д.А. - доля в праве 15/1000, М.М.Р. - доля в праве 10/100.

АМС ... РСО-Алания в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от ... "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" обратилась в суд с настоящим иском, определив указанный круг ответчиков с требованием о демонтаже самовольно возведенной постройки на здании домовладения, являющегося объектом культурного наследия РСО-Алания в связи с отсутствием разрешения истца на его возведение.

В соответствии с ч.3 ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральным законом от ... N 315-ФЗ, вступившим в законную силу ..., в Закон РФ N 73-ФЗ введен ряд статей, в том числе ст. 47.3, определяющая требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, и статья 16.1 о порядке выявления объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 ст. 47.3 Закона РФ N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подп. 1); не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (подп. 2); не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (подп. 3); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (подп. 4).

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (пункт 2 ст. 47.3 Закона РФ N 73-ФЗ).

На основании пункта 8 ст. 16.1 Закона РФ N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 названного Федерального закона.

Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (пункт 9).

Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 статьи 47.3 требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления (пункт 12 ст. 16.1 Закона РФ N 73-ФЗ).

Из приведенного нормативного регулирования следует, что обязанности собственника объекта культурного наследия по его сохранению корреспондирует первоначальная обязанность органа охраны объектов культурного наследия по информированию владельцев о включении принадлежащего ему объекта в реестр объектов культурного наследия.

Согласно доводам ответчика, М.А.М. не был уведомлен в установленном законом порядке о включении домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, ... реестр объектов культурного наследия.

Сведения об уведомлении Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания либо АМС ... РСО-Алания М.А.М. о включении домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, ... реестр объектов культурного наследия в материалах дела отсутствуют.

Однако, информация о включении домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, ... реестр объектов культурного наследия, содержится в информационной телекоммуникационной сети «Интернет», а именно включен в список Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания на сайте http://okn.alania.gov.ru, реестровый номер в списке: 1500000135, при этом сведений о включении указанного объекта в единый Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в сети «Интернет» на сайте https://okn-mk.mkrf.ru, не содержится.

При этом, осведомленность лица о наличии определенных ограничений в отношении домовладения решающего правового значения для рассматриваемого гражданского дела о демонтаже самовольной пристройки не имеет, поскольку пристройка возведена собственником без каких-либо разрешительных документов.

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что по общему правилу самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 5 части 3 статьи 8, части 4 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории муниципального образования относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города.

Поскольку Администрация местного самоуправления наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, она вправе в публичных интересах предъявлять иски о сносе самовольной постройки.

Согласно пункту 28 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ... N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 Гражданского кодекса распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.

В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ... N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

Согласно ч.1 ст.30 ГК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, созданием условий для привлечения инвестиций.

Из положений ст.1, 51 Гр.К РФ следует, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения; строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Вместе с тем, согласно положениям части 2 статьи 55, пункта 5 части 5 статьи 51 Гр.К РФ, исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции в области охраны объектов культурного наследия, в случае реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, выдает разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно Акту ... от ..., составленному сотрудниками УАТИ АМС ... по адресу: Владикавказ. ... выявлено нарушение в виде изменения архитектурного облика фасада здания – домовладения, которое является объектом культурного наследия РСО-Алания «Дом инженера С.П. Казьмина» путем возведения самовольной постройки, представляющее собой дополнительный мансардный этаж (надстройку).

Поскольку, как следует из материалов дела, с учетом положений пункта 14 статьи 1 ГрК РФ, в результате проведенных работ ответчиками осуществлена реконструкция дома, изменяющая его внешний облик (возведен дополнительный мансардный этаж), то для её осуществления требовалось получение соответствующего разрешения органа местного самоуправления (часть 2,7 статьи 51 ГрК РФ) ("Обзор судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ...).

Между тем спорное строение выполнено без соответствующих разрешительных документов АМС ..., согласования с Комитетом по охране и использования объектов культурного наследия РСО-Алания.

Из письма Управления архитектуры и градостроительства АМС ...... следует, что Управление не выдавало разрешение на строительство объекта по адресу: .... 40.

Аналогичное следует из письма председателя Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания от ... ....54.1 следует, что Комитетом не выдавалось разрешение на проведение строительных работ на объекте культурного наследия «Дом инженера С.П.Казьмина. Здесь жили: революционер и партийный деятель К.К.Б. 1907-1919 гг.), ученый-энтамолог Г.Б.Б. (1925-1960 гг.), инженер-гидротехник В.В.У. (1929-1960 гг.), неоднократно останавливалась археолог и этнограф Е.Г.П. (1927-1963 гг.). Построен в 1912 г., инж. С.П.Казьмин», расположенного по адресу: РСО-Алания, ....

В материалы дела представлены сведения, в том числе фотоматериалы как о первоначальном виде здания «Дома инженера С.П.Казьмина», расположенного по адресу: РСО-Алания, ..., так и в измененном виде.

В связи с выявленным нарушением застройщикам были направлены почтой предписания ... от ..., устранить в 30-дневный срок допущенное им нарушение. Однако нарушение не было устранено, что было установлено в ходе повторного обследования территории по адресу: .... сотрудниками УАТИ АМС ..., и подтверждено Актом ... от ... с приложением фотографии.

Таким образом, реконструкция на выявленном объекте культурного наследия без согласованной в установленном порядке проектной и разрешительной документации является нарушением законодательства в области охраны объектов культурного наследия. В результате производства ответчиком несанкционированных строительных работ изменены габариты объекта и искажены исторический и архитектурно-планировочный облики выявленного объекта культурного наследия.

Поскольку реконструкция спорного объекта недвижимости ответчиком осуществлялась, в том числе, без выдачи Администрацией местного самоуправления ... разрешения на строительство, а также учитывая, что реконструированный объект является объектом культурного наследия, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

При этом судебная коллегия также учитывает, что ответчиками не представлены доказательства того, что заявители обращались в администрацию с заявлением о разрешении на реконструкцию домовладения, ими была представлена предусмотренная законом градостроительная и проектная документация, однако в выдаче разрешения на реконструкцию им было отказано.

Доводы ответчиков о том, что домовладение является объектом ОКН, они узнали только в 2021 г. после того, как ими было получено уведомление от УАТИ АМС ... также не влияет на приведенный вывод судебной коллегии в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям абзаца третьего пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Исходя из приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что ответчики по данному делу, при должном поведении, обратившись в АМС ... за разрешением о реконструкции принадлежащего им домовладения, могли узнать о том, что оно включено в Перечень объектов культурного наследия на основании приказа Комитета по охране объектов культурного наследия от ... ....

Руководствуясь 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания,

о п р е д е л и л а:

решение Промышленного районного суда РСО-Алания от ... отменить и принять по делу новое решение, которым:

исковые требования АМС ... к М.А.М., М.З.А., М.С.А., М.Д.А., М.М.Р., М.Д.А. о демонтаже самовольно возведенной постройки, удовлетворить.

Обязать М.А.М., М.З.А., М.С.А., М.Д.А., М.М.Р., М.Д.А. демонтировать за свой счет самовольно возведенную постройку, представляющую собой дополнительный мансардный этаж (надстройку) на здании - домовладения являющимся объектом культурного наследия РСО- Алания «Дома инженера С.П.Казьмина», расположенного по адресу: РСО- Алания, ....

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                        Темираев Э.В.

Судьи                                     Моргоев Э.Т.

                                         Лишута И.В.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».