Дело № 2-265/2024
Номер дела: 2-265/2024
УИН: 45RS0011-01-2024-000426-54
Дата начала: 11.06.2024
Дата рассмотрения: 24.06.2024
Суд: Макушинский районный суд Курганской области
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Гражданское дело №2-265/2024
УИД 45RS0011-01-2024-000426-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино Курганская область 24 июня 2024 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Тучковой Е.В.,
при секретаре Бекезиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петуховского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Моршихинскому потребительскому обществу о признании действий нарушающими права неопределенного круга потребителей, обязании ответчика прекратить данные действия и проинформировать о состоявшемся решении суда,
установил:
Петуховский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в суд с исковым заявлением к Моршихинскому потребительскому обществу (далее- Моршихинское ПО), в котором указывает, что на основании п.2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» одним из способов государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей является обращение в суд с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей.
Ответчик, осуществляет розничную продажу непродовольственных товаров потребителям в магазина по адресу: <адрес> и <адрес>.
При осуществлении продажи товаров легкой промышленности населению, ответчик допускает существенные нарушения прав неопределенного круга потребителей - граждан, точное количество которых установить невозможно, которые приобрели или могут приобрести товары с нарушением в сфере защиты прав потребителей.
По заданию №-з от 07.02.2024 года 08.02.2024 года проведено контрольное (надзорное) мероприятие: наблюдение в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») за соблюдением требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956
В ходе него выявлены неоднократные (в период с 16.01.2024 по 08.02.2024) отклонения при реализации товаров легкой промышленности, а именно:
- совершено 11 продаж товаров легкой промышленности с незарегистрированными кодами идентификации в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров. В частности, 05.03.2023 в 08:06, адрес расчета: <адрес> совершена продажа товара легкой промышленности «Пододеяльник бязь пл.125гр./м.кв. 2-спальный» (04603720856375), чек продажи №, сумма продажи 870,0 руб. с незарегистрированными кодами;
- совершено 2 повторные продажи (продажа нескольких единиц товаров легкой промышленности, маркированных одинаковым кодом). В частности, 22.05.2023 в 18:06, адрес расчета: <адрес>, совершена повторная продажа (повторные продажи у одного продавца более или равно 30 минут) товара «Комплект постельного белья 1,5 сп. Бязь», товарный знак- ЮТА, код товара 04660151170029, чек продажи №, сумма продажи 1600,0 руб., товар вывел из оборота МОРШИХИНСКОЕ ПО.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 08.02.2024 г. № 09-05/2-06.
С целью профилактики нарушения обязательных требований, Петуховским ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области юридическому лицу МОРШИХИНСКОЕ ПО объявлено Предостережение № от 04.03.2024 о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
24.05.2024 года на основании Задания №-з от 23.05.2024 проведено контрольное (надзорное) мероприятие: наблюдение в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») за соблюдением требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956.
В ходе него (в период с 09.02.2024 по 24.05.2024) вновь выявлены аналогичные отклонения при реализации юридическим лицом МОРШИХИНСКОЕ ПО товаров легкой промышленности, а именно:
- совершено 4 повторные продажи товаров легкой промышленности (продажа нескольких единиц товаров, маркированных одинаковым кодом). В частности, 06.04.2024, в 12:31, адрес розничной точки и адрес расчетов:<адрес> совершена повторная продажа (повторные продажи у разных продавцов) товара «Полотенце махровое гладкокрашеное 360 г/м, 100% хлопок, размер 40х70 см; Арт. 1535 Серый», страна производства / Страна происхождения УЗБЕКИСТАН, код - 0104№.kKjEeMdof, товар №, чек на реализацию №, 63067№ от ДД.ММ.ГГГГ, сумма продажи 170,0руб.), указанный товар вывел из оборота - ООО «НЕЖНЫЙ СОН» (ИНН 7713406743), в результате, системой ГИС МТ зарегистрировано отклонение №b7-24ff-5a3b-9e56-0de0ca14ebb0, дата регистрации отклонения 07.04.2024, в 10:25 как «Событие реализации в розницу от невладельца кода»;
- совершена продажа товаров легкой промышленности с незарегистрированными кодами идентификации в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, а именно: 18.04.2024, в 12:19, адрес розничной точки и адрес расчетов: <адрес> совершена продажа товара «Комплект наволочек 2шт. 50*70 бязь 120гр», чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма продажи 280,0 руб., в результате, ГИС МТ зарегистрировано отклонение №b9f2da09-53e5-5368-8df4-6f97417af4b5- «продажа товара с некорректным кодом проверки», дата регистрации отклонения- 26.04.2024, в 11:31.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 27.05. 2024 г. №.
С целью профилактики нарушения обязательных требований, Петуховским ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области юридическому лицу МОРШИХИНСКОЕ ПО вновь объявлено Предостережение № от 28.05.2024 о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Обращаясь в суд, просит признать действия ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, возложить на ответчика обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: возложить на юридическое лицо МОРШИХИНСКОЕ ПО обязанность прекратить в 2-х обособленных структурных подразделениях МОРШИХИНСКОГО ПО, расположенных по адресам: <адрес> <адрес> нарушения обязательных требований к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», при этом не допускать повторные продажи товаров легкой промышленности (продажу нескольких единиц товаров, маркированных одинаковым кодом маркировки) и не допускать продажи товаров легкой промышленности с незарегистрированными в ГИС МТ кодами идентификации, а также обязании ответчика довести в наглядной и доступной форме, до потребителей решение суда по данному вопросу в месте, отведенном для размещения информации для потребителей, в указанных магазинах сроком на 30 дней в течение 3-х дней с момента вступления в силу решения суда.
На судебное заседание представитель Петуховского ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области не явилась, просила о рассмотрении без ее участия, требования поддержала в полном объеме.
Представитель Моршихинского ПО в судебное заседание также не явилась, просила о рассмотрении без ее участия, с требованиями согласна.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд признает исковые требования законными, обоснованными и подтвержденными доказательствами: актом от 26.02.2024 года о выявленных нарушениях за период с 16.01.2024 по 08.02.2024 года, предостережением от 05.03.2024 года, актом от 27.05.2024 года о выявленных нарушениях за период с 09.02.2024 по 24.05.2024, предостережением от 28.05.2024 года.
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ) - Государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.1 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
По п. 5, п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» определен порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 вышеуказанного Постановления).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 вышеуказанного Постановления).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п.26 вышеуказанного Постановления).
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», срок введения обязательной маркировки для товарной группы, выявленной при проведении наблюдения в ГИС МТ, а именно: «Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное» ( комплекты постельного белья, полотенца) -с 1 декабря 2019.
Во исполнение данной нормы принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 «Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности».
В соответствии с пп. а), д) п.2, п.3, п.69 Правил №1956, участники оборота товаров, осуществляющие продажу товаров с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте товаров, если операция осуществляется между участниками оборота товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота товаров или о возврате в оборот товаров с неповрежденным средством идентификации с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники
В соответствии п. 35 Правил №1956, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.
Согласно п. 37 Правил №1956, для обеспечения маркировки товаров участник оборота товаров направляет оператору заявку на получение кодов маркировки. Форма и формат заявки утверждаются оператором.
Согласно п. 40 Правил №1956, в течение 4 часов с момента регистрации заявки в информационной системе мониторинга оператор с использованием средств информационной системы мониторинга формирует (генерирует) указанное в заявке количество кодов маркировки и включает соответствующие коды идентификации в информационную систему мониторинга.
В соответствии п. 36 Правил №1956, в рамках процесса, указанного в пунктах 37 и 40 настоящих Правил, участник оборота товаров осуществляет обмен документами и сведениями с информационной системой мониторинга посредством устройства регистрации эмиссии.
Исходя из вышеуказанного, поступление в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара легкой промышленности (событие реализации в розницу от невладельца кода), усматриваются признаки того, что юридическое лицо реализует товары легкой промышленности (товарная группа «Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное») без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Правительство РФ может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 7 ст. 8 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Таким образом, МОРШИХИНСКОЕ ПО, являясь участником оборота товарной группы «ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ», допуская повторную розничную продажу (вывод из оборота) товаров данной группы, маркированных одинаковым кодом, а также, продажу товаров с незарегистрированными кодами идентификации в ГИС МТ, нарушает обязательные требования законодательства Российской Федерации в сфере оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, что влечет невозможность обеспечения прозрачности и эффективности системы отслеживания (контроля) данных товаров и защиты интересов потребителей.
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная продажа товаров (продажа нескольких единиц товаров, маркированных одинаковым кодом) и продажа товаров с незарегистрированными кодами идентификации в ГИС МТ не допускается, согласно действующего законодательства.
В связи с этим, суд считает необходимым признать действия ответчика связанные с несоблюдением требований, обеспечивающих качество и безопасность реализуемых товаров, нарушающими права неопределенного круга потребителей.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, - судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ст.89 ГПК РФ, - льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.4 ч.2 ст. 333.36 НК РФ, - от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Абз. 3 п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из иска, заявленные требования рассмотрены в интересах неопределенного круга лиц – физических лиц, если бы истец не был освобожден от уплаты госпошлины, то размер подлежащей к уплате им госпошлины составил бы 300 рублей, но поскольку он освобожден от уплаты госпошлины, подлежащая к уплате истцом госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины в том же размере, то есть - 300 рублей.
Таким образом, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Петуховского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области удовлетворить полностью.
Признать действия Моршихинского потребительского общества ИНН 4513001141, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак» (ГИС МТ), а именно: продаже товаров легкой промышленности без внесения в информационную систему мониторинга сведения в отношении всех действий по обороту товаров легкой промышленности, допущением повторных продаж товаров легкой промышленности и продаж с незарегистрированными в ГИС МТ кодами идентификации, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Возложить на юридическое лицо - Моршихинское потребительское общество ИНН 4513001141 обязанность прекратить в двух обособленных структурных подразделениях, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> нарушения обязательных требований к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», при этом не допускать повторные продажи товаров легкой промышленности (продажу нескольких единиц товаров, маркированных одинаковым кодом маркировки) и не допускать продажи товаров легкой промышленности с незарегистрированными в ГИС МТ кодами идентификации.
Обязать юридическое лицо - Моршихинское потребительское общество ИНН 4513001141 довести в наглядной и доступной форме, до потребителей решение суда по данному вопросу в месте, отведенном для размещения информации для потребителей, в двух обособленных структурных подразделениях, расположенных по адресам: 641616, <адрес> <адрес> сроком на 30 дней в течение 3-х дней с момента вступления в силу решения суда.
Взыскать с Моршихинского потребительского общества ИНН 4513001141 государственную пошлину в доход муниципального образования Макушинский муниципальный округ Курганской области в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда, в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 24.06.2024 года, путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд Курганской области.
Судья: Е.В.Тучкова