Дело № 2а-2321/2024
Номер дела: 2а-2321/2024
УИН: 66RS0009-01-2024-003324-59
Дата начала: 10.07.2024
Дата рассмотрения: 02.09.2024
Суд: Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе
председательствующего Горюшкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Т.А.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Макаренко Ю.В., представителя заинтересованного лица ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области" Ольховикова А.А., действующего на основании доверенности N 105 от 15.07.2024, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2321/2024 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Нижний Тагил, к муниципальному бюджетному учреждению "Городской центр жилья и эксплуатации зданий" о возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористической защищённости,
УСТАНОВИЛ:
10.07.2024 Заместитель прокурора Ленинского района г.Нижнего Тагила, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит возложить обязанность на МБУ "Городской центр жилья и эксплуатации зданий" оборудовать объект- здание, расположенное по адресу: "адрес", г. ФИО1, "адрес" (гостиница) кнопкой экстренного вызова наряда полиции; возложить на Администрацию города Нижнего Тагила обязанность осуществить финансирование указанного мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района в рамках возложенных на органы прокуратуры функций по надзору за соблюдением законов, проводятся надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности социально значимых объектов.
31.01.2024 прокуратурой района, проведена проверка на соответствие требованиям антитеррористической защищенности в здании, в котором располагается гостиница, расположенном по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Красноармейская, д. 38.
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 N 447 утверждены требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - Требования). Данный документ устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 27.01.2011 за N 108 "О передаче имущества муниципальному учреждению "Городской жилищный центр" за МБУ "Городской центр жилья и эксплуатации зданий" закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение, находящееся по адресу: г. ФИО1, "адрес" (гостиница).
По результатам обследования и категорирования объекта по адресу: "адрес", указанному объекту присвоена четвертая категория опасности, утвержден перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
В ходе проведенной проверки 31.01.2024 выявлены следующие нарушения:
В нарушение требований пп. "д" п. 18 Требований на объект не оборудован средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
Сотрудники вневедомственной охраны имеют специальные звания полиции, в силу статей 9-22 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены всеми полномочиями, которыми в соответствии со статьями 13 - 21, 23 Федерального закона от 07.02.2011г. N 3-ФЗ "О полиции" наделена полиция. Эти полномочия существенно шире, чем предоставленные Законом Российской Федерации от 11.03.1992г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" права граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность. Установление именно кнопки экстренного вызова наряда полиции в наибольшей степени может защитить права и свободы граждан-клиентов и сотрудников гостиницы.
На данный момент нарушения требований антитеррористического законодательства не устранены.
Не выполнение указанных требований влечет нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья в период нахождения в здании, что является недопустимым.
В связи с тем, что Администрации города Нижний Тагил, Муниципальному бюджетном учреждению "Городской центр жилья и эксплуатации зданий" переданы конкретные государственно-властные полномочия, то исковое заявление необходимо рассматривать по правилам главы 22 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации.
По ходатайству сторон к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУ МВД Нижнетагильское.
В судебном заседании помощник прокурора Макаренко Ю.В. поддержала основания и предмет исковых требований.
Представитель административного ответчика Администрации города Нижний Тагил Ясакова И.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила (л.д.54), направила в суд ходатайство о приостановлении производства по делу, в удовлетворении которого судом отказано о чем вынесено определение. Ранее представила в суд письменный отзыв, котором в удовлетворении требований просила отказать (л.д.55).
Представитель ответчика МБУ "Городской центр жилья и эксплуатации зданий" в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом (л.д.53), причину неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области" Ольховиков А.А. требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица МУ МВД "Нижнетагильское" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв, в котором указал на обоснованность заявленных исковых требований.
Заслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативному правовому акту.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" обязательные для выполнения требования и мероприятия по антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 N 447 утверждены требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - Требования). Данный документ устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 27.01.2011 за N 108 "О передаче имущества муниципальному учреждению "Городской жилищный центр" за МБУ "Городской центр жилья и эксплуатации зданий" закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение, находящееся по адресу: г. ФИО1, "адрес" (гостиница), что подтверждается копией постановления от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.23).
По результатам обследования и категорирования объекта по адресу: "адрес", указанному объекту присвоена четвертая категория опасности, утвержден перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, что подтверждается копией акта обследования и категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15), копиями приказов от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.16-19).
Согласно акту обследования от 24.01.2024, проведённого ст. помощником прокурора Ленинского района города Ниэний Тагил и начальником ОКЗО НТ ОВО выявлено нарушение требований пп. "д" п. 18 Требований антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, а именно: объект не оборудован средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
Факт отсутствия средств тревожной сигнализации на объекте ответчиками в судебном заседании не оспаривался.
Вместе с тем, административные ответчики указали на отсутствие обязанности по оборудованию объекта средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции), с учетом того, что в настоящее время отменен Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией" (вместе с "Правилами организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией") (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N) в соответствии с которым подразделения вневедомственной охраны МВД оказывали платные услуги по охране объектов. Изменения в вышеуказанные правовые акты были внесены в связи с созданием войск Росгвардии, к которым и отошли функции по оказанию платных услуг по охране объектов и имущества физических лиц. При этом подпункт д) пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности гостиниц просто не был приведен в соответствие с изменившимся законодательством, регулирующим полномочия федеральных органов полиции и Росгвардии. Указывают, что в настоящее время возмездная договорная услуга по установке кнопки экстренного вызова полиции и соответственно экстренному выезду наряда полиции органами полиции оказана быть не может ввиду отсутствия у полиции соответствующих полномочий.
Разрешая заявленные требования суд не находит оснований для отказа прокурору в их удовлетворении.
Согласно статей 2, 5 Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму, утверждённой Президентом РФ 05.10.2009, Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункта 16, подпункта "д" пункта 1, 8 Требований антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 N, пункта 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением антитеррористического законодательства на территории района.
Антитеррористическая защищённость гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается в том числе путём организации взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы. В полномочия войск национальной гвардии входит охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.
Подпунктом "д" пункта 18 Требований антитеррористической безопасности установлено, что все гостиницы независимо от установленной категории опасности оборудуются средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
Установление средств тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова наряда полиции) в здании, предназначенном для оказания гостиничных услуг (гостинице), является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, использующих гостиничные услуги. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности проживающих в гостинице лиц и работников данной организации, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ (в действующей редакции) "О безопасности" установлено, что основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ (в редакции от 06.07.2016) "О противодействии терроризму" определены правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Одной из целей в противодействии терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, выявление террористической деятельности и минимизация её последствий. Организации независимо от форм собственности, должностные лица должны предпринимать все необходимые меры по противодействию терроризму.
В силу пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов" установлено, что все гостиницы независимо от установленной категории опасности оборудуются системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, системой охранного освещения, системой пожарной безопасности, средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы.
Сотрудники вневедомственной охраны имеют специальные звания полиции, в силу статей 9-22 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены всеми полномочиями, которыми в соответствии со статьями 13-21, 23 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в действующей редакции) "О полиции") наделена полиция. Эти полномочия существенно шире, чем предоставленные Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 (в редакции от 05.12.2017) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" права граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность. Поэтому установление именно кнопки экстренного вызова наряда полиции, а не кнопки тревожной сигнализации частного охранного предприятия, в наибольшей степени может защитить права и свободы граждан-клиентов и сотрудников гостиницы.
В результате образования Росгвардии, в 2016 году, подразделения вневедомственной охраны входят в ее состав, осуществляя, при этом, обязанности, предусмотренные ранее Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", а именно, в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закона N (Общие полномочия войск национальной гвардии) - охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.
ФГКУ "УВО ВНГ России по Свердловской области", включено в структуру Росгвардии Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", создано на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р, и является составной частью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе.
Согласно пункту 18 Устава, целями деятельности ФГКУ "УВО ВНГ России по "адрес"" является охрана на договорной основе имущества физических и юридических лиц, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (подпункт 18.1 Устава) (л.д.59-61).
В соответствии с пунктом 19 Устава для достижения целей, указанных в пункте 18 настоящего Устава, ФГКУ "УВО ВНГ России по "адрес"" осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке за счет средств федерального бюджета, организацию, обеспечение и осуществление на основе договоров охраны имущества физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (подпункт 19.1 Устава) (л.д.59-61).
Таким образом, несмотря на возражения ответчика, в настоящее время, возмездное оказание услуги по экстренному выезду наряда полиции на объект ответчика (МБУ "ГЦЖЭЗ") - гостиницу, расположенную по адресу: "адрес", г. ФИО1, "адрес", возможно, после заключения соответствующего гражданско-правового договора с подразделением вневедомственной охраны Росгвардии.
Более того, суд отмечает, что сотрудники вневедомственной охраны имеют специальные звания полиции, в силу статей 9-22 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены всеми полномочиями, которыми в соответствии со статьями 13 - 21, 23 Федерального закона от 07.02.2011г. N 3-ФЗ "О полиции" наделена полиция. Эти полномочия существенно шире, чем предоставленные Законом Российской Федерации от 11.03.1992г. N "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" права граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность.
С учетом изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению.
Администрация города Нижний Тагил является учредителем МБУ "Городской центр жилья и эксплуатации зданий" (л.д.10), в этой связи на нее подлежит возложению обязанность по финансирование указанного мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Разрешая вопрос о сроке в течении которого административные ответчики должны устранить нарушение требований антитеррористической защищённости, суд считает разумным его установить в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр жилья и эксплуатации зданий" в течении 2 месяцев со момента вступления решения суда в законную силу оборудовать объект - здание, расположенное по адресу: "адрес", г. ФИО1, "адрес" (гостиница) кнопкой экстренного вызова наряда полиции;.
Возложить на Администрацию города Нижнего Тагила обязанность осуществить финансирование по оборудованию объекта - здания, расположенного по адресу: "адрес", г. ФИО1, "адрес" (гостиница) кнопкой экстренного вызова наряда полиции.
Об исполнении решения суда сообщить административному истцу и в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в срок не позднее 01.02.2025.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.