Дело № 2-1193/2024

Номер дела: 2-1193/2024

УИН: 64RS0034-01-2023-002131-19

Дата начала: 02.08.2024

Суд: Саратовский районный суд Саратовской области

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов"
ОТВЕТЧИК Садоводческое некоммерческое товарищество "Заря-59"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО АО "Ситиматик" Саратовский филиал
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Демидов Алексей Михайлович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству 02.08.2024
Передача материалов судье 02.08.2024
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 02.08.2024
Судебное заседание Объявлен перерыв 15.08.2024
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) 19.08.2024
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 26.08.2024
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 06.09.2024
Дело оформлено 30.09.2024
Дело передано в архив 08.10.2024
 

Акты

Дело № 2-1193(1)/2024

                                                                                              64RS0034-01-2023-002131-19 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2024 года                                                                                                п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Корсаковой Н.В.,

при помощнике Гороховой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» (далее - Департамент) к ТСН «Заря-59» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор

установил:

Департамент обратился в суд с иском с учетом уточнений к ТСН «Заря-59» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать на территории ТСН «Заря-59» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.

В обоснование требований указано, что была проведена проверка по вопросу организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. В ходе проверки установлено, что в границах ТСН «Заря-59» отсутствуют площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также не обеспечен вывоз отходов с территории ТСН «Заря-59», что, по мнению истца, способствует образованию несанкционированных свалок, которые в свою очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности неопределенного круга лиц. С учетом изложенного, Департамент вынужден обратиться в суд.

Представитель истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель ответчика в судебное заседание предоставил возражения, согласно которым возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие свободного земельного участка на территории ТСН «Заря-59» для размещения контейнерной площадки.

3-е лицо АО «Ситиматик» в судебное заседание не явилось при надлежащем извещении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ТСН «Заря-59» зарегистрировано в качестве юридического лица; территориально расположено в границах Гагаринского административного района г.Саратова.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества) называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (п. 1 ст. 7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).

В силу п. 6 ч. 7 ст. 18 названного Федерального закона к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания данных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу указанных норм права, для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным.

В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года , предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

По смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходом самим садовым товариществом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в пределах границ земельного участка, отведенного под организацию                        ТСН «Заря-59», объективно отсутствует возможность оборудования контейнерной площадки с соблюдением требований СанПиН. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

департаменту Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» в удовлетворении иска к ТСН «Заря-59» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области (26 августа 2024г.).

Судья:

Дело № 2-1193(1)/2024

                                                                                              64RS0034-01-2023-002131-19 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2024 года                                                                                                п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Корсаковой Н.В.,

при помощнике Гороховой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» (далее - Департамент) к ТСН «Заря-59» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор

установил:

Департамент обратился в суд с иском с учетом уточнений к ТСН «Заря-59» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать на территории ТСН «Заря-59» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.

В обоснование требований указано, что была проведена проверка по вопросу организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. В ходе проверки установлено, что в границах ТСН «Заря-59» отсутствуют площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также не обеспечен вывоз отходов с территории ТСН «Заря-59», что, по мнению истца, способствует образованию несанкционированных свалок, которые в свою очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности неопределенного круга лиц. С учетом изложенного, Департамент вынужден обратиться в суд.

Представитель истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель ответчика в судебное заседание предоставил возражения, согласно которым возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие свободного земельного участка на территории ТСН «Заря-59» для размещения контейнерной площадки.

3-е лицо АО «Ситиматик» в судебное заседание не явилось при надлежащем извещении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ТСН «Заря-59» зарегистрировано в качестве юридического лица; территориально расположено в границах Гагаринского административного района г.Саратова.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества) называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (п. 1 ст. 7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).

В силу п. 6 ч. 7 ст. 18 названного Федерального закона к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания данных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу указанных норм права, для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным.

В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года , предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

По смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходом самим садовым товариществом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в пределах границ земельного участка, отведенного под организацию                        ТСН «Заря-59», объективно отсутствует возможность оборудования контейнерной площадки с соблюдением требований СанПиН. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

департаменту Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» в удовлетворении иска к ТСН «Заря-59» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области (26 августа 2024г.).

Судья:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».