Дело № 2а-1180/2024
Номер дела: 2а-1180/2024
УИН: 58RS0018-01-2024-001066-57
Дата начала: 06.03.2024
Дата рассмотрения: 26.06.2024
Суд: Ленинский районный суд г. Пенза
Судья: Селиверстов Аркадий Вадимович
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Дело №2а-1180/2024 №58RS0018-01-2024-001066-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Нораевой А.А.,
с участием прокурора Бойко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 26 июня 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Антонова Н.В., Сидорова В.И. к администрации города Пензы об оспаривании нормативного правого акта,
УСТАНОВИЛ:
Антонов Н.В., Сидоров В.И., обращаясь в суд с названным административным иском, просят признать недействительным постановление администрации города Пензы №1833 от 8 декабря 2023 года «Об отмене постановления от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350».
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что постановлением администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350» были внесены изменения в проект межевания территории в части преобразования двух земельных участков с кадастровыми Номер путем перераспределения с муниципальными землями.
По итогам проведения вышеуказанных мероприятий, административный истец Антонов Н.В. в соответствии со ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым Номер с землями, государственная собственность на которые не разграничена.
В своем отказе администрация г. Пензы указала, что постановление администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350» отменено путем вынесения администрацией г. Пензы постановления от 8 декабря 2023 года №1833.
Как следует из указанного постановления №1833 от 8 декабря 2023 года, постановление №1830/1 от 8 декабря 2023 года администрацией г. Пензы отменено в порядке самоконтроля в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Постановлением Правительства Пензенской области от 8 февраля 2000 года №49-пП «О признании территории курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения», ч.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 33 Устава г. Пензы.
Административные истцы полагают, что оспариваемое ими постановление администрации города Пензы №1833 от 8 декабря 2023 года «Об отмене постановления от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350» не соответствует закону, является необоснованным, не содержит причин отмены и нарушает их права.
По мнению административных истцов, ссылка администрации г. Пензы на ст. 5 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" является незаконной, поскольку административный ответчик не обладает полномочиями, предоставленными вышеуказанным законом.
Ссылка администрации г. Пензы в оспариваемом постановлении на Постановление Правительства Пензенской области от 8 февраля 2000 года №49-пП «О признании территории курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения» также является незаконной, поскольку в данном постановлении не установлены границы регионального курорта «Ахуны» и не установлен запрет на перераспределение земельных участков, находящихся в курортной зоне.
Указание администрации г. Пензы на положения ч.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая устанавливает возможность отмены органом местного самоуправления своих решений в порядке самоконтроля, по мнению Антонова Н.В. и Сидорова В.И., также не является законным, поскольку реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Принятие такого акта не может повлечь произвольного и внесудебного прекращения субъективного гражданского права, возникшего на основании отменяемого ненормативного акта.
Также административные истцы указали, что проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г.Пензы от 24 сентября 2020 года №1350, прошел всю процедуру, предусмотренную ГрК РФ, в том числе публичных слушаний. Какие-либо замечания и предложения по указанному проекту межевания администрацией г. Пензы не представлялись. Проект был утвержден Дата . Это означает, что утвержденный проект межевания разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством с соблюдением процедуры публичных слушаний. Проект межевания территории не содержит каких-либо данных об отнесении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:2005014:2282 и 58:29:2005014:2284 к землям особо охраняемых территорий и объектов или к землян лесного фонда, либо планирование органом местного самоуправления использование этого земельного участка в целях использования им неограниченным кругом лиц путем установления красных линий.
Административные истцы Антонов Н.В., Сидоров В.И. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, в письменном заявлении просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административных истцов Антонова Н.В., Сидорова В.И. – Николаева Т.Г., действующая на основании доверенности, административный иск своих доверителей поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации г. Пензы и заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы – Воронина О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования Антонова Н.В., Сидорова В.И. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просила административный иск оставить без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).
Исходя из толкования части 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ участниками судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов являются лицо, обратившееся в суд с заявлением, орган местного самоуправления, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, прокурор.
Такой спор носит публичный характер и затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что административный истец Антонов Н.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Адрес , с кадастровым Номер , общей площадью Данные изъяты вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, дата регистрации права собственности Дата .
Указанный земельный участок принадлежит административному истцу Антонову Н.В. на основании постановления главы администрации г. Пензы от Дата Номер , договора купли-продажи земельного участка в собственность от Дата Номер , соглашения о перераспределении земельных участков от Дата Номер
Сидорову В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Адрес , с кадастровым Номер , общей площадью Данные изъяты вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, дата регистрации права собственности Дата .
Данный земельный участок принадлежит административному истцу Сидорову В.И. на основании постановления главы администрации г. Пензы от Дата Номер , соглашения о перераспределении земельных участков от Дата Номер , договора купли-продажи земельного участка в собственность от Дата Номер , соглашений о перераспределении земельных участков от Дата Номер , Номер .
В ходе рассмотрения дела также установлено, что ранее административные истцы обращались в администрацию г. Пензы с заявлением о внесении изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации города Пензы от Дата Номер путем перераспределения земельных участков с кадастровыми Номер .
Заявление Антонова Н.В., Сидорова В.И. было удовлетворено и Дата администрацией г. Пензы принято постановление №899 «О подготовке документации по планировке территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации города Пензы от 24.09.2020 №1350.
Постановлением администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350» были внесены изменения в проект межевания территории в части преобразования двух земельных участков с кадастровыми Номер и Номер путем перераспределения с муниципальными землями.
Как следует из административного искового заявления Антонова Н.В., Сидорова В.И. и пояснений их представителя в судебном заседании, Антонов Н.В. в соответствии со ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым Номер землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрацией г. Пензы по результатам рассмотрения его заявления было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым Номер с землями, государственная собственность на которые не разграничена, со ссылкой на постановление администрации г. Пензы от 8 декабря 2023 года №1833, которым отменено постановление администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350».
Судом установлено, что постановлением администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1833 отменено постановление администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350».
Данные обстоятельства подтверждаются материалами настоящего административного дела.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Антонов Н.В., Сидоров В.И. указывают, что оспариваемый ими нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, является формальным, не содержит причин отмены и нарушает их права и законные интересы.
Возражая против заявленного Антоновым Н.В., Сидоровым В.И. административного иска, администрация г. Пензы указывает на то, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства, что администрацией г. Пензы и было сделано, оспариваемым административными истцами постановлением от 8 декабря 2023 года №1833 отменено постановление администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350». При этом, оспариваемое решение принято в пределах полномочий администрации г. Пензы, порядок и основания его принятия, содержание соответствуют положениям нормативных актов, регулирующим отношения по представлению земельных участков в аренду. Кроме того, административный ответчик указывал, что полномочия по распоряжению земельными участками в зоне особо охраняемых территорий (второй зоне округа санитарной охраны месторождения минеральных вод на территории границ г. Пензы на землях населенных пунктов), поскольку регулирование в области охраны и использования территории курорта регионального значения Ахуны г. Пензы, на которой расположены данные земельные участки, в соответствии со ст. 5 Закона №26-ФЗ не относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 7 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 1.1 статьи 17 указанного Закона определено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно п.1.8 ч. 1 ст. 5.1 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4, муниципальные правовые акты могут быть признаны утратившими силу, отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент признания утратившим силу, отмены или приостановления действия муниципального правового акта настоящим Уставом отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, часть 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Принятие такого акта не может повлечь произвольного и внесудебного прекращения субъективного гражданского права, возникшего на основании ненормативного акта. Акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно могут быть отменены в порядке самоконтроля, только если на его основе не возникло гражданское право.
Иное толкование статьи 48 Закона №131-ФЗ позволило бы органу местного самоуправления произвольно без учета прав и интересов лиц, в отношении которых принят акт, отменять свои постановления, послужившие основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
Как ранее установлено судом, постановлением администрации г. Пензы от 8 декабря 2023 года №1833, обжалуемым административными истцами в настоящем административном иске, отменено постановление администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории: «Проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченный улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 24 сентября 2020 года №1350».
В соответствии с п. 2 указанного постановления от 8 декабря 2023 года №1833 на информационно-аналитический отдел администрации г. Пензы возложена обязанность по опубликованию настоящего постановления в муниципальной газете «Пенза» и размещению на официальном сайте администрации г. Пензы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Указанный нормативный акт опубликован в муниципальной газете «Пенза» (спецвыпуск Номер ) за Дата .
В преамбуле постановления от 8 декабря 2023 года №1833 административным ответчиком приведены ссылки на положения ст. 5 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Постановления Правительства Пензенской области от 8 февраля 2000 года №49-пП «О признании территории курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения», ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 33 Устава г. Пензы, в соответствии с которыми принят оспариваемый нормативно-правовой акт.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства суд приходит к выводу, что отменяя постановлением от 8 декабря 2023 года №1833 ранее принятый нормативный акт (постановление администрации г. Пензы от 8 декабря 2023 года №1830/1), административный ответчик действовал в порядке самоконтроля в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое постановление опубликовано в установленном законом порядке.
Вместе с тем, полагать, что оспариваемый административными истцами нормативно-правовой акт является мотивированным, у суда оснований не имеется.
В ходе рассмотрения административного дела административный ответчик не представил доказательств необходимости принятия оспариваемого постановления, не привел доводов о том, какие нарушения нормативно-правовых актов допущены при принятии постановления по утверждению проекта планировки территории Номер , тогда как в силу ст. 213 КАС РФ на него возложена обязанность доказывания обстоятельств, указанных пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, при этом мероприятия по утверждению проекта планировки территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, принятые по результатам публичных слушаний проводились с соблюдением Порядка, предусмотренного ст. ст. 45, 46 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 ГрК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Из положений ст. 43 ГрК РФ следует, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); 5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.
На чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
В соответствии с ч. 9 ст. 43 ГрК РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен ст.ст. 45, 46 ГрК РФ и постановлением администрации города Пензы от 18 января 2019 года №65 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа города Пензы и принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа города Пензы».
Согласно ч. 8 ст. 45 ГрК РФ Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Аналогичные положения содержатся в п. 12 Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа города Пензы.
Из содержания ч.ч. 1 и 2 ст. 46 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта) следует, что Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), на официальном сайте муниципального округа (при наличии официального сайта муниципального округа) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Частью 5 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 43 и частью 22 статьи 45 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 46 ГрК РФ).
Частью 12 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красны
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, утверждение документации по планировке территории.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Город Пенза является муниципальным образованием Пензенской области, обладающим статусом городского округа (пункт 1 статьи 1 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 года №130-12/4).
На основании пункта 1.4 части 1 статьи 5.1 Устава города Пензы систему муниципальных правовых актов города Пензы образуют постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пензенской области, а также распоряжения Администрации города по вопросам организации работы местной администрации.
Статьей 5.2 Устава города Пензы предусмотрено, что Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает город Пенза, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Иные муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в случаях, предусмотренных федеральными законами, решениями Пензенской городской Думы или самим муниципальным правовым актом.
Постановлением администрации города Пензы №487 от 27 марта 2017 года печатным изданием, в котором официально публикуются муниципальные правовые акты администрации города Пензы, определена муниципальная газета «Пенза».
На основании пунктов 2, 3, 9, 10, 11, 12, 16, 18, 21, 24 Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа города Пензы, утвержденного постановлением администрации города Пензы от 18 января 2019 года №65, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа города Пензы, за исключением случаев, указанных в частях 1.1, 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в пункте 5 статьи 2 Закона Пензенской области от 24.11.2021 N 3765-ЗПО "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Пензенской области", принимается Администрацией по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц (далее - инициаторы) о подготовке документации по планировке территории.
В целях принятия решения о подготовке документации по планировке территории инициатор направляет в Администрацию: 1) заявление о подготовке документации по планировке территории (далее - заявление); 2) проект задания на разработку документации по планировке территории; 3) проект задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, в случае если необходимость выполнения инженерных изысканий предусмотрена федеральным законодательством, или в случае отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории - пояснительная записка, содержащая обоснование отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории.
Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа города Пензы подлежит опубликованию Администрацией в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а именно в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте администрации города Пензы в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории и до истечения трех месяцев физические или юридические лица вправе представить в Администрацию предложения в письменной форме о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории, указанной в решении о подготовке документации по планировке территории.
Администрация в течение десяти дней со дня поступления предложений физических или юридических лиц, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, осуществляет рассмотрение данных предложений и по результатам их рассмотрения принимает решение о внесении изменений в решение о подготовке документации по планировке территории или об отклонении таких предложений в случае несоответствия их требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о чем в течение пяти дней после рассмотрения предложений уведомляет в письменной форме физических, юридических лиц, представивших такие предложения.
Администрация в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Порядком Администрацией, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, утвержденном Министерством градостроительства и архитектуры Пензенской области.
Публичные слушания или общественные обсуждения по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Утверждение документации по планировке территории осуществляется путем принятия соответствующего постановления Администрации.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Пензы, иной официальной информации, и размещается на официальных сайтах администрации города Пензы.
В судебном заседании установлено, что утвержденный постановлением Администрации г. Пензы от 24.09.2020 N 1350 проект межевания территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной прошел публичные слушания, никем не оспаривался, не отменялся, принят в соответствии с законодательством, действовавшим на дату его принятия в 2020 г., что не оспорено лицами, участвующими в деле.
Ссылки на положения Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», постановления Правительства Пензенской области от 08.02.2000 № 49-пП «О признании территории курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения», не обосновывают отмену постановления администрации города Пензы от 08.12.2023 № 1830/1, что противоречит требованиям федерального законодательства
Учитывая установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие об обоснованности заявленных административными истцами исковых требований, и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, суд приходит к выводу, что оспариваемый административными истцами нормативный акт не соответствует закону, поскольку является необоснованным (не мотивированным) и нарушает права Антонова Н.В., Сидорова В.И., в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в постановлении Правительства Пензенской обл. от 08.02.2000 N 49-пП "О признании территорий курортами и лечебно - оздоровительными местностями регионального значения", ссылка на который приведена административным ответчиком в оспариваемом нормативном правовом акте в качестве обоснования отмены, не установлены границы регионального курорта «Ахуны» и не установлен запрет на перераспределение земельных участков, находящихся в курортной зоне.
Довод административного ответчика о том, что у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком, поскольку регулирование в области охраны и использования территории курорта регионального значения Ахуны г. Пензы, на которой расположены испрашиваемые административными истцами земельные участки, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (Пензенской области), суд во внимание не принимает, поскольку он сам по себе не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах», которой руководствовался административный ответчик при принятии оспариваемого решения, под природными лечебными ресурсами понимаются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха, под курортом регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 данного Федерального закона законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых территорий, так и расположенных вне их границ (пункт 2). Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах (пункт 3).
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 3 ЗК РФ земельные отношения, т.е. отношения по использованию, и охране земель, как природного ресурса (не отнесенного к указанному выше понятию природных лечебных ресурсов), регулируются земельным законодательством. К земельным отношениям нормы отраслей законодательства, регулирующих использование и охрану иных природных ресурсов, в том числе лечебны ресурсов, применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Административный спор по настоящему делу возник из земельных отношений, связан с предоставлением земельного участка из состава публичных земель по основаниям и в порядке, которые урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, примененный судом Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 469-ФЗ), закрепляя в статье 5 за органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия по признанию территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения; установлению границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение; нормативному регулированию в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации, непосредственно не регулирует земельные отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, с учетом вышеприведённого разграничения отраслевого нормативного регулирования, к рассматриваемому административному спору подлежат применению нормы земельного законодательства Российской Федерации.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату, с которой оспариваемая часть нормативного акта признается недействующей, суд исходит из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абз. 3 п. 38 постановления от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в соответствии с которым, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный акт применялся и на основании него реализовывались права, суд признает его недействующим со дня принятия настоящего решения суда.
В силу п. 2 ст. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит публикации в муниципальной газете «Пенза», которая является печатным изданием для официального опубликования муниципальных правовых актов администрации города Пензы (постановление администрации города Пензы от 27 марта 2017 года №487).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Антонова Н.В., Сидорова В.И. к администрации города Пензы об оспаривании нормативного правого акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда постановление администрации города Пензы от 8 декабря 2023 года №1833 «Об отмене постановления администрации города Пензы от 8 декабря 2023 №1830/1 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Цветочная, рекреационной зоной, утвержденный постановлением администрации города Пензы от 24.09.2020 №1350».
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу опубликовать в муниципальной газете «Пенза».
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2024 года.
Судья А.В.Селиверстов