Дело № 33а-6376/2024

Номер дела: 33а-6376/2024

УИН: 27RS0013-01-2024-001136-14

Дата начала: 26.08.2024

Суд: Хабаровский краевой суд

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФСИН России
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УФСИН России по Хабаровскому краю
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 26.08.2024
Судебное заседание Вынесено решение решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) 02.10.2024
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 08.10.2024
Передано в экспедицию 09.10.2024
 

Акты

В суде первой инстанции дело N 2а-678/2022

Дело N 33а-6376/2024

УИД 27RS0003-01-2022-004990-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 7 октября 2024 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Казариковой О.В.,

судей: Савченко Е.А., Хасановой Н.В.

при секретаре Бизюковой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 2 октября 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционным жалобам ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Копыловой О.Ю., представителя УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Морозовой М.А., судебная коллегия

установила:

Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором просил:

- признать бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии мер к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, незаконным;

- обязать ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение месяца произвести расчет необходимых им для нормального функционирования исправительного учреждения ставок осужденных, трудоустроенных в хозяйственной обслуге ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, и направить указанную потребность в УФСИН России по Хабаровскому краю;

- обязать ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к созданию для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду;

- обязать УФСИН России по Хабаровскому краю в случае недостаточности денежных средств организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю необходимого количестве рабочих мест в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований административный истец указал, что Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства по привлечению к труду осужденных в местах лишения свободы, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, в ходе которой было установлено нарушение законодательства, связанного с отсутствием достаточных ставок для трудоустройства осужденных, непринятием мер по обеспечению возможности трудиться всем осужденным.

Так, ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее – Исправительное учреждение) при лимите наполнения 1223 человек содержится 620 осужденных, подлежащих привлечению к труду. Из них в хозяйственной лагерной обслуге (ХЛО) привлечено к труду 99 осужденных; в Центре трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) привлечено 100 осужденных, что составляет 32%. Штатными расписаниями от 7 марта 2024 года, от 14 марта 2024 года на участках ХЛО, предусмотрено 91,5 ставок осужденных, на участке ЦТАО 146 ставок осужденных. Количество осужденных, имеющих исковые требования, в исправительном учреждении – 141 человек, из которых 116 из числа подлежащих привлечению к труду.

Штатное расписание осужденных, трудоустроенных в ХЛО ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, не соответствует требованиям законодательства ввиду нехватки положенного и требуемого количества должностей хозяйственной обслуги. Для работ в ХЛО либо привлекаются осужденные без официального трудоустройства, либо не выводятся вовсе. Штатное расписание ХЛО ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, утвержденное приказом начальника ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю от 7 марта 2024 года N 65-ахв, в нарушение требований приказа ФСИН России от 17 марта 2008 год N 154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке штатных расписаний» предусматривает 0,5 штатной единицы на должности «Дневальный», при необходимости 1 должность на каждый отряд; не предусматривает должность «Гладильщик» из расчета 2 должности с плановым наполнением осужденных от 1001 до 1500 человек; предусматривает 0,5 штатной единицы на должность «парикмахер» при необходимости 2 должности с плановым наполнением осужденных от 1001 до 1500 человек; предусматривает 0,5 штатной единицы на должность «Обувщик по ремонту обуви» при необходимости 2 должности с плановым наполнением осужденных от 1001 до 1500 человек.

В адрес исправительного учреждения Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно вносились представления об устранении нарушений, в которых указывалось о необходимости создания рабочих мест для привлечения осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, к оплачиваемому труду, которые оставлены без удовлетворения.

Указанные нарушения влекут нарушение прав осужденных, вынужденных исполнять должностные обязанности без оплаты, а также потерпевших, в том числе Российской Федерации, которым ущерб от причиненных преступлений не возмещается ввиду неоплаты труда должников

ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, являясь главными распорядителями бюджетных средств, обязаны для исполнения возложенных на них, а также на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю государством обязанностей решать вопросы увеличения или уменьшения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительской системы (далее – УИС) с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.

Определением судьи Амурского городского суда Хабаровского края от 14 мая 2024 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2024 года административные исковые требования прокурора удовлетворены частично. Судом признано незаконным бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии мер к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц; на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять достаточные меры к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, на день исполнения решения суда; на УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать содействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, направленное на принятие мер к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом наполняемости учреждения; при недостаточности денежных средств на ФСИН России возложена обязанность организовать финансирование мероприятий, направленных на создание для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц в течение 12 месяцев с момента уведомления о недостаточности финансирования мероприятий; на УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств довести финансирование до ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю для проведения мероприятий, направленных на создание рабочих мест для осужденных, с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц находящихся в исправительном учреждении; на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 1 года с даты выделения денежных средств, принять меры в части создания для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

На решение суда УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаются на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывают, что в статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлена обязанность исправительного учреждения привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специализации, а также исходя из наличия рабочих мест, а не обеспечение осужденных работой. ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю перепрофилировано из строго режима в общий, что привело к смене количества спецконтингента. На территории учреждения фактической и технической возможности для размещения и создания новых рабочих мест (сверх имеющихся и уже запланированных) не имеется, свободных производственных площадей нет, неиспользуемое оборудование и техника отсутствуют. Требования прокурора направлены на вмешательство в бюджетный процесс.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в жалобе УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России. Дополнительно указывает, что удовлетворение требований прокурора повлечен нарушение прав на охрану труда, техники безопасности, требований производственной санитарии, прав на оплату труда, на норму жилой площади.

Возражений от лиц, участвующих в деле, на апелляционные жалобы не поступило.

Административный ответчик ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явился, своих представителей не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, уважительность причин неявки в судебное заседание не представил.

Поскольку по делу были выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) о надлежащем извещении лица, участвующего в деле, о месте и времени рассмотрения дела, а его явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

Прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Копылова О.Ю. в суде апелляционной инстанции полагала решение суда законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Морозова М.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных и возлагает обязанность но реализации этого права осужденных на администрацию учреждения или органа, где они отбывают наказание (часть 1 статья 10).

В силу части 2 статьи 9 УИК РФ общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Приложением N 1 к приказу Минюста России от 15 марта 2022 года N 42 установлены лимиты наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Хабаровскому краю, лимит наполнения ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю общего режима составляет 1253 места, включая изолированный участок, функционирующий как КП, на 30 мест (т. 2 л.д. 173-178).

Приказом начальника ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю от 15 апреля 2024 года N 116-ахв «О внесении изменений в штатное расписание на участках ХЛО» с 16 апреля 2024 года утверждено штатное расписание ХЛО в количестве 90 должностей (т. 2 л.д. 1-5)

30 января 2024 года, 25 апреля 2024 года в адрес исправительного учреждения Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно вносились представления об устранении нарушений, в которых указывалось о необходимости создания рабочих мест для привлечения осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, к оплачиваемому труду, которые оставлены без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что в связи с изменением лимита численности персонала из числа осужденных, задействованных на выполнении работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, увеличено количество ставок с 90 единиц до 105 единиц; приказом начальника ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю от 5 июня 2024 года N 184-ахв «О внесении изменений в штатное расписание на участках ХЛО» с 5 июня 2024 года утверждено штатное расписание ХЛО в количестве 105 должностей (т. 2 л.д. 99, 101-107).

Из аналитической справки за 2024 год следует, что по состоянию на 14 июня 2024 года в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю содержится 849 осужденных при лимите наполняемости 1253 человек, из них 622 осужденных подлежит привлечению к труду, трудоустроено 230 человек, в том числе на производственные работы привлечены 81 осужденных (т. 2 л.д. 209).

Из справки по трудовому использованию осужденных, имеющих исполнительные документы, следует, что среднесписочная численность осужденных, имеющих исполнительные листы, составляет 153 человека. Среднесписочная численность осужденных, имеющих исполнительные листы и подлежащих привлечению к труду – 111 человек.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя административные исковые требования прокурора в части, суд первой инстанции, проанализирован положения Конституции Российской Федерации, статей 103 - 105 УИК РФ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее – Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1), оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям КАС РФ и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что осуществление необходимого комплекса действий для исполнения обязательств государства по исправлению осужденных зависит от надлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками администрации системы исполнения наказания и конкретного исправительного учреждения. Административными ответчиками не выполняется возложенная на них законом обязанность по созданию условий для привлечения к труду осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю не все трудоспособные осужденные привлечены к труду, чем нарушаются, в том числе права потерпевших лиц на возмещение причиненного им вреда, в связи с чем пришел к выводу о наличии незаконного бездействия административных ответчиков при осуществлении возложенных на них полномочий и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. Отказывая в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ФКУ ИК-14 ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю произвести расчет необходимых им для нормального функционирования исправительного учреждения ставок осужденных, трудоустроенных в ХЛО, суд пришел к выводу о том, что штатное расписание на участке ХЛО приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с решением суда в части наличия незаконного бездействия со стороны административных ответчиков.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 УИК РФ).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части I, 2 статьи 10 УИК РФ).

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть 2 статьи 2 УИК РФ), к которым относится и общественно полезный труд (часть 2 статьи 9 УИК РФ), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 805-О-О).

В части 1 статьи 103 УИК РФ установлено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Обеспечивая привлечение к труду осужденных к лишению свободы, статья 103 УИК РФ возлагает на администрацию исправительных учреждений обязанность трудоустройства осужденных с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест; осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных (часть 1).

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 105 УИК РФ).

В соответствии же с частью 7 статьи 18 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом, в частности, необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных.

При этом в силу части 3 статьи 99 УИК РФ осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 года N 111-О).

Согласно части 1 статьи 102, части 1 статьи 104, части 1 статьи 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство Российской Федерации о труде распространяется только в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности производственной санитарии, оплаты труда, в связи с чем трудовые отношения между лицом, осужденным к лишению свободы, чей труд основан не на свободном волеизъявлении осужденного, а его обязанностью трудиться, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, не возникают.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что из приведенных правовых норм следует, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, поскольку общественно полезный труд как средство исправления и обязанность осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания.

Доводы административных ответчиков об отсутствии императивного требования законодателя о привлечении к труду всех трудоспособных осужденных основаны на неверном толковании норм права

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2030 годы)» (далее - программа Правительства РФ) определено, что обязательное привлечение осужденных к общественно полезному труду является одной из мер реализации уголовно-исполнительной политики государства, способствует их исправлению, ресоциализации и правопослушному поведению в период отбывания наказания, а также создает предпосылки для успешной адаптации в обществе после освобождения.

Судебной коллегией установлено, что содержащиеся в колонии осужденные в основной массе являются трудоспособными, у ряда из которых имеются исковые обязательства в счет возмещения ущерба, причиненного преступлениями, уплаты алиментов, а также исполнения дополнительного наказания в виде штрафа. Отсутствие рабочих мест не позволяет осужденным в должной степени возмещать ущерб, причиненный гражданам и государству, оказывать материальную помощь семьям, рассчитываться за полученное питание и вещевое имущество, приобретать дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости.

При этом, из числа осужденных есть лица, утратившие социальные связи, и денежные средства, заработанные ими в период отбывания наказания, зачастую являются единственным источником их существования после освобождения. При этом их вовлечение в трудовую деятельность связано не только с исполнением установленной законом обязанности трудиться, но и одновременно с реализацией их трудовых прав, предусмотренных трудовым и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Высокий уровень неработающих осужденных создает серьезные проблемы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач по трудоустройству лиц, освободившихся после отбывания наказаний. Значительный перерыв в трудовой деятельности и отсутствие профессиональных навыков у этой категории граждан затрудняют их трудоустройство, создают социальную напряженность в регионах и приводят к росту рецидивной преступности.

Суд первой инстанции, с выводами которого соглашается судебная коллегия, обоснованно пришел к выводу, что исполнение возложенной законом (часть 1 статьи 103 УИК РФ) на администрацию исправительного учреждения обязанности - привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, на базе зданий, находящихся в оперативном управлении учреждения имеется возможность создать (оборудовать) новые рабочие места

Отклоняя доводы исправительного учреждения об отсутствии у учреждения обязанности по обеспечению 100-процентного наличия рабочих мест для осужденных, отбывающих наказание, а также об отсутствии у суда права вмешиваться в административную и хозяйственную деятельность административного ответчика суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность по созданию условий для привлечения к труду осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена на учреждение в силу закона.

Суд первой инстанции указал, что в интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к груду статья 7 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 предусмотрено, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Доводы представителя административных ответчиков о том, что учреждением используется все производственные площади, неустановленного и излишествующего оборудования нет, обоснованно не приняты судом первой инстанции.

Отклоняя названные доводы, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных материалов, в том числе кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 27:18:0000002:446, усматривается, что ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 12 3850+/-29,91 кв.м, в связи с чем обоснованно пришел к выводу о том, что на территории учреждения имеется возможность создания новых рабочих мест (т. 3 л.д. 163-165). Кроме того, форма и способ исполнения такой обязанности являются компетенцией органа уголовно-исполнительной системы, в связи с чем административный ответчик вправе самостоятельно выбрать способы исполнения решения суда.

Доводы ответчика о невозможности проведения указанных мероприятий ввиду отсутствия финансовых средств, обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю от исполнения возложенных на него законом обязанностей, а требования прокурора заявлены в силу соответствующих правовых оснований и направлены на исполнение требований действующего законодательства.

Вместе с тем, определяя круг обязанных лиц и возложенных на них обязанностей, судебная коллегия исходит из того, что именно на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю лежит обязанность принять меры к созданию для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду.

В связи с указанным, решение суда подлежит изменению путем исключения из обязанностей УФСИН России по Хабаровскому краю, обязанности организовать содействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, направленное на принятие мер к созданию для осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом наполняемости учреждения, поскольку возложение указанной обязанности на территориальный орган УИС не основан на законе.

Кроме того, поскольку решением разрешены требования о возложении на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности принять меры к созданию для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду, судебная коллегия приходит к выводу о том, что из резолютивной части решения суда подлежит исключению абзац 7, дублирующий возложенную на исправительное учреждение обязанности, поскольку возложение указанной обязанности дважды является излишним.

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13 октября 2004 года N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», приказом Федеральной службы исполнения наказаний «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» N 555 от 14 августа 2020 года, Положением о территориальном органе, утверждаемым приказом ФСИН от 11 июня 2015 года N 518, территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать в пределах своей компетенции предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1, статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), учреждение, исполняющее наказание, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом или иными правовыми актами.

Прямого запрета на создание рабочих мест не содержит и Устав ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Согласно пункту 5.1 Устава ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления (т.1 л.д. 218-228).

В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Пунктом 5.12 Устава предусмотрено, что ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе: обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формировать и утверждать государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161 БК РФ).

В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В силу статьи 9 вышеуказанного закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.

Согласно пункту 3 Положения о ФСИН России основными задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).

Пунктом 7 Положения о ФСИН России предусмотрено, что ФСИН России обеспечивает материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (подпункт 2).

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314 «Об утверждении положения о Федеральной службе исполнения наказаний», ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Территориальным органом ФСИН на территории Хабаровского края является УФСИН России по Хабаровскому краю, согласно положению об УФСИН России по Хабаровскому краю, утвержденного Приказом ФСИН России N 518 от 11 июня 2015 года. В силу данного положения, территориальный орган ФСИН России является участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств; Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, подведомственными ФСИН России предприятиями уголовно-исполнительной системы (пункт 11), материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных структур (подпункт 2 пункта 15).. В основные задачи УФСИН России по Хабаровскому краю входит обеспечение: охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ, и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; организация: деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных статьей 158 БК РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Хабаровскому краю.

Согласно Уставу ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю (п. 1.2) функции и полномочия учредителя данного учреждения - Российской Федерации осуществляет ФСИН. В соответствии с пунктом 4.3 Устава учреждения, УФСИН России по Хабаровскому краю доводит бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств до получателя - ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю. Источниками финансирования деятельности ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п. 5.8 Устава).

Таким образом, на территории Хабаровского края функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию, возложенных на нее полномочий, осуществляет УФСИН России по Хабаровскому краю.

Возложение на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у Учреждения.

При недостаточности у Учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю (п. 5.12 Устава).

Таким образом, ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, являясь главными распорядителями бюджетных средств, обязаны для исполнения возложенных на них, а также на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю государством обязанностей решать вопросы увеличения или уменьшения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.

Из правового анализа приведенных правовых норм следует, что именно ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в Учреждении, а УФСИН России по Хабаровскому краю доводит финансирование до ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии всех необходимых мер для создания дополнительных рабочих мест, объективной невозможности создания достаточного количества рабочих мест для всех осужденных, подлежащих привлечению к труду, с учетом порядка и способов финансирования Учреждения на проведение соответствующих мероприятий, с достаточной полнотой свидетельствует о бездействии как самого исправительного учреждения, распорядителя (получателя) бюджетных средств – УФСИН России по Хабаровскому краю, так и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, коим является ФСИН России.

Доводы административных ответчиков о том, что возложение судом обязанности на УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов на проведение вышеуказанных мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность федерального органа исполнительной власти и его территориального органа подлежат отклонению, поскольку установленные судом нарушения в деятельности Исправительного учреждения затрагивают права неопределенного круга лиц.

При таком положении принятое по настоящему делу решение в указанной части подлежит изменению, а именно о возложении на ФСИН России обязанность произвести финансирование расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю необходимого количества рабочих мест; на УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности довести финансирование до ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю для проведения вышеуказанных мероприятий.

Судебная коллегия также считает разумным изменить решение суда первой инстанции в части срока исполнения, установив 1 год со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения обязанности ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю по финансированию и его доведению до ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, и 2 года со дня вступления решения суда в законную силу для устранения выявленных прокурором нарушений требований законодательства для ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Указанный срок, установленный для исполнения решения суда, является, по мнению судебной коллегии, разумным и достаточным для выполнения административными ответчиками возложенных на них обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статей 189, 358 КАС РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для отказа в удовлетворения административных исковых требований в остальной части, поскольку представленными приказом и штатным расписанием, действующим в настоящее время установлено, что количество штатных единиц на участке ХЛО ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Доводы апелляционной жалобы в остальной части по существу повторяют правовую позицию административных ответчиков, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Эти доводы не ставят под сомнение сделанные судом первой инстанции выводы, а потому не могут повлечь отмену принятого по делу судебного акта в остальной части. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает, в связи с чем в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России удовлетворить частично.

Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2024 года изменить в части.

Изложить абзацы 3, 5, 6 в следующей редакции:

«Возложить на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу принять меры к созданию для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду.

Возложить на ФСИН России обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю необходимого количества рабочих мест.

Возложить на УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда довести до ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю финансирование расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю необходимого количества рабочих мест».

Абзац 4, 7 резолютивной части решения суда исключить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий:                                      

Судьи:                                                  

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».