Дело № 8а-13805/2024 [88а-18832/2024]

Номер дела: 8а-13805/2024 [88а-18832/2024]

УИН: 23RS0040-01-2021-009053-07

Дата начала: 26.04.2024

Суд: Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Капункин Ю. Б.

:
Результат
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Титова Анна Валерьевна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Молочная Татьяна Владимировна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Лозовский Денис Иванович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация МО г. Краснодар
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО СНТ Лазурный берег
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Арутюнов Виталий Витальевич
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Срок рассмотрения жалобы / представления продлен в связи со сложностью 02.05.2024
Судебное заседание Заседание отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 23.07.2024
 

Акты

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело №2а-8289/2021

88а-18832/2024

                                             КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                          23 июля 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего                Капункина Ю.Б.,

судей                                                Шелудько В.В. и Иванова А.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года, кассационную жалобу представителя ФИО2 - ФИО9 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 г. по административному делу по исковому заявлению ФИО2, ФИО8, ФИО7 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия.

                Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФИО2 - ФИО9, представителя администрации МО город Краснодар - Томашевич А.Н., судебная коллегия

                                                              установила:

ФИО2, ФИО8, ФИО7 обратились в Первомайский районный суд города Краснодара суд с административным иском к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в уклонении от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, обязать администрацию муниципального образования город Краснодар утвердить и выдать административным истцам (их представителю) схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории вновь образуемого земельного участка площадью 5 910 кв.м., с видом разрешенного использования - благоустройство территории, в координатах, указанных в разработанной кадастровым инженером схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с указанием в решении об утверждении указанной схемы на право административных истцов (их представителя) на, обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о его государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием город Краснодар, обязать администрацию муниципального образования город Краснодар, в течении 10 дней с момента предоставления административными истцами (их представителем) документов, подтверждающих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на вновь сформированный земельный участок площадью 5 910 кв.м., за муниципальным образованием, без проведения торгов предоставить садоводческому некоммерческому товариществу «Лазурный Берег» вновь образованный земельный участок площадью 5 910 кв.м., в безвозмездное пользование, сроком на 5 лет, путем направления подписанного проекта договора безвозмездного пользования в адрес последнего. В случае удовлетворения заявленных требований, указать, что принятое по настоящему делу решение суда будет служить основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю, соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются собственниками земельных участков, входящих в границы образованного 4 июня 2018 года садоводческого некоммерческого товарищества (далее СНТ) «Лазурный берег», членами которого они также являются. Осуществляя фактическое благоустройство собственной    и прилегающей к СНТ территории, членами товарищества было принято решение об обращении в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении    прилегающей     и благоустраиваемой территории в безвозмездное пользование, для чего была разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержавшее в себе просьбу последующего предоставления формируемого земельного участка в пользование для благоустройства территории СНТ направлено почтовым отправлением. Однако, административным    ответчиком    указанное заявление в установленном законом порядке не рассмотрено. Полагая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением.

          Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 22 октября 2021 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

          Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2022 г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований административных истцов к администрации МО город Краснодар отказано.

            Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2022 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе суда.

          Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года решение Первомайского районного суда города Краснодара от 22 октября 2021 года отменено в части возложения на администрацию МО город Краснодар обязанности утвердить и выдать административным истцам (их представителю) схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории вновь образуемого земельного участка, предоставив им право на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права на него за муниципальным образованием город Краснодар, а также обязанности предоставления без проведения торгов вновь образованного земельного участка СНТ «Лазурный берег» в безвозмездное пользование, в указанной части принято новое решение. Администрация МО город Краснодар обязана повторно рассмотреть заявление административных истцов в установленном законом порядке. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МО город Краснодар – без удовлетворения.

В кассационной жалобе администрации МО город Краснодар, поступившей в суд первой инстанции 10 января 2024 года заявитель просит отменить решение Первомайского районного суда города Краснодара от 22 октября 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года, усматривает нарушение норм действующего законодательства.

В кассационной жалобе представителя ФИО2ФИО9, поступившей в суд первой инстанции 25 декабря 2023 года заявитель просит отменить апелляционное определение от 7 сентября 2023 года, оставив в силе решение суда первой инстанции от 22 октября 2021 года.

Определением судьи от 2 мая 2024 г. указанные кассационные жалобы с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.

                   Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ФИО2 - ФИО9, представителя администрации МО город Краснодар - Томашевич А.Н., судебная коллегия пришла к следующим выводам.

                   Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

          Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

                 Указанных нарушений, судом апелляционной инстанции не допущено.

                 Так, из материалов административного дела следует, что административные истцы являются собственниками земельных участков, входящих в границы образованного 4 июня 2018 года СНТ «Лазурный берег», членами которого они являются. Осуществляя фактическое благоустройство собственной и прилегающей к СНТ территории, членами товарищества было принято решение об обращении в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о    предоставлении    прилегающей    и благоустраиваемой территории в безвозмездное пользование, для чего была разработана и предоставлена административному ответчику схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 21 мая 2021 года административные истцы обратились в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5 910 кв.м., также содержавшим в себе просьбу последующего цредоставления формируемого земельного участка в пользование СНТ ?<Лазурный берег» для благоустройства территории. 29 июля 2021 года, в связи с неполучением ответа на свое заявление, административные истцы повторно обратились в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Уведомлением от 22 сентября 2021 года ФИО2 (для информирования заинтересованных лиц) сообщено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утверждён перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к которым, в том числе, относятся элементы благоустройства территории, малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. Формирование указанного земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным. Кроме того, заявителю сообщено, что в соответствии с публичной кадастровой картой, испрашиваемый земельный участок находится в границах существующей дороги. Согласно генеральному плану предусмотрено строительство автомобильной дороги «Южный скоростной периметр города Краснодара». Данная дорога проходит от улицы Бородинской через улицу им. Валерия Гассия до улицы Старокубанской с двумя мостами в районе парка «Солнечный остров», далее по улице Воронежской с выходом на улицу Адыгейскую Набережную и улицу им. Шевченко. В рамках данного объекта предусмотрена реконструкция дороги по улице Набережной. В настоящее время муниципальное бюджетное учреждение «Институт Горкадастрпроект» муниципального образования город Краснодар по вышеуказанному объекту завершает подготовку документации по планировке территории. Точное место размещения указанных объектов и количество изымаемых участков будет определено после разработки и утверждения проекта планировки территории.

           Разрешая заявленные требования, решением Первомайского районного суда города Краснодара от 22 октября 2021 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

          Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2022 г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований административных истцов к администрации МО город Краснодар отказано.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2022 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе суда.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года решение Первомайского районного суда города Краснодара от 22 октября 2021 года отменено в части возложения на администрацию МО город Краснодар обязанности утвердить и выдать административным истцам (их представителю) схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории вновь образуемого земельного участка, предоставив им право на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права на него за муниципальным образованием город Краснодар, а также обязанности предоставления без проведения торгов вновь образованного земельного участка СНТ «Лазурный берег» в безвозмездное пользование, в указанной части принято новое решение. Администрация МО город Краснодар обязана повторно рассмотреть заявление административных истцов в установленном законом порядке. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МО город Краснодар – без удовлетворения.

                  Давая оценку уведомлению от 22 сентября 2021 года, апелляционная инстанция исходила из следующего.

                  Так, часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 9, статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливают, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ). На картографическом материале, утверждаемом в составе генерального плана, отображаются в том числе автомобильные дороги местного значения, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3 и 5 статьи 23 ГрК РФ). Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1,4 статьи 41 ГрК РФ). Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).

                 В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Таким образом, отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий. Учитывая вышеизложенное, указание в уведомлении от 22 сентября 2021 года на положения генерального плана муниципального образования как на основание для отказа в удовлетворении заявления административных истцов является преждевременным.             Кроме того, согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление садоводческому некоммерческому товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федераций данным Законом.

                  Подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем 5 лет. Порядок предоставления земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей огородничества, садоводства и ведения дачного хозяйства предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляются в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (пункт 1 статьи 11.3, пункт 1 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 4 пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ). Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведен в статье 39.16 ЗК РФ.

                 Однако, как верно отметил суд апелляционной инстанции, такие основания для отказа в предоставлении земельного участка не содержаться в уведомлении от 22 сентября 2021 года, что указывает на то, что заявление административных истцов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по существу, в порядке, установленном действующим законодательством, фактически не рассмотрено.

                  При таком положении, апелляционная инстанция при новом рассмотрении согласилась с доводом административных истцов и выводом суда первой инстанции о допущенном со стороны администрации муниципального образования город Краснодар бездействии.

                   Вместе с тем, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции и отмечает, что при вынесении решения о признании бездействия административного ответчика незаконным у суда первой инстанции не было правовых оснований возлагать на администрацию муниципального образования город Краснодар обязанность утвердить и выдать административным истцам (их представителю) схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории вновь образуемого земельного участка, предоставив им право на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права на него за муниципальным образованием город Краснодар, а также обязанность предоставления без проведения торгов вновь образованного земельного участка СНТ «Лазурный берег» в безвозмездное пользование, поскольку суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления в ведении которого находится принятие таких решений.

                   Согласно статье 10 Конституции    РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

                   Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1998 года -П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства. Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие.

                  Таким образом, закрепленный в Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие, в качестве основ конституционного строя принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти. В связи с чем, судам не предоставлено право подменять собой исполнительные органы власти и принимать решения по предметам их ведения.

                Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения Первомайского районного суда города Краснодара от 22 октября 2021 года правильно отменил его в части возложения на администрацию муниципального образования город Краснодар обязанности утвердить и выдать административным истцам (их представителю) схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории вновь образуемого земельного участка, предоставив им право на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права на него за муниципальным образованием город Краснодар, а также обязанности предоставления без проведения торгов вновь образованного земельного участка СНТ «Лазурный берег» в безвозмездное пользование, в указанной части принять новое решение. Суд апелляционной инстанции верно обязал администрацию муниципального образования город Краснодар повторно рассмотреть заявление административной истцов в установленном законом порядке. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

                  Доводы кассационной жалобы, в силу действующего законодательства не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены апелляционной инстанцией при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали изложенные в оспариваемом решении выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, и не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного постановления. Кроме того, позиция заявителя не опровергает установленные по делу обстоятельства, и не может повлиять на правильность применения судом апелляционной инстанции норм права.

                   Вместе с тем, как отмечает кассационный суд, несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений статьи 310 КАС РФ не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку несогласие с данными выводами, само по себе не указывает на нарушение судом норм действующего законодательства, предусмотренных настоящим Кодексом.

           В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, вправе оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

            Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

                                                      определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

        Приостановление исполнения указанных судебных актов, принятое определением от 2 мая 2023 года отменить.

         Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.

      Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 августа 2024 года.

    Председательствующий                                                              Капункин Ю.Б.

    Судьи                                                             Шелудько В.В.

                                                                   Иванов А.Е.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».