Дело № 5-267/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
6 декабря 2024 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Ошвинцева О.И.,
с участием прокурора Уютновой Е.А.,
защитника ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества «Ростелеком», ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767, КПП 784201001, юридический адрес: <Адрес>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Пермского края в ходе проверки информации, полученной при изучении уголовного дела № №, возбужденного 18 декабря 2023 года следственным отделом Отделения МВД России по Оханскому городскому округу по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ, выявлены нарушения пунктов 1,9,10 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».
Из протокола допроса потерпевшей ФИО4, содержащегося в материалах уголовного дела следует, что 18 декабря 2023 года в 18:26 часов на абонентский номер +№ (ПАО «Ростелеком») поступил входящий вызов с абонентского номера +79642424696 (ПАО «ВымпелКом»).
Из ответа оператора ПАО «Ростелеком» следует, что входящий вызов с абонентского номера +79642424696 18 декабря 2023 года в 14:26 часов поступил на сеть связи ПАО «Ростелеком» с сети связи международного оператора связи CZECH (TELECONNECT). Соединение сопровождалось нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации, данный вызов в неизменном виде был доставлен конечному абоненту.
Из ответа ФГУП «Главный радиочастотный центр» следует, что ПАО «ВымпелКом» подключено к ИС «Антифрод» с 8 ноября 2023 года, ПАО «Ростелеком» подключено к ИС «Антифрод» с 19 декабря 2023 года. По телефонному соединению, совершенному 18 декабря 2023 года в 12:26 часов (время местное, московское) с абонентского номера +79642424696 (оператор связи ПАО «ВымпелКом») на абонентский номер +№ (оператор связи ПАО «Ростелеком») был подключен к системе только один из операторов связи, участвующих в соединении, в связи с чем, осуществление верификации указанного вызова оператором связи ПАО «Ростелеком» не представлялось возможным.
В соответствии с информацией Управления Роскомнадзора по Пермскому краю ПАО «Ростелеком» 18 декабря 2023 года в 14:26 часов не прекратил оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика при установлении инициированного с сети связи иностранного оператора связи соединения, сопровождающегося нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (+79642424696), при этом данное соединение не инициировалось абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ в отношении ПАО «Ростелеком».
В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в полном объеме. Пояснила, что административное дело подлежит рассмотрению по месту проведения административного расследования, в рамках которого прокуратурой получено заключение Роскомнадзора, получена информация ФГУП «Главный радиочастотный центр». Нарушение процедуры проведения проверки прокуратурой не допущено, в связи с тем, что проверка до уведомления ПАО «Ростелеком» не проводилась, права ПАО «Ростелеком» не нарушены.
Защитник ПАО «Ростелеком» в судебном заседании с постановлением прокурора не согласен. Полагает, что дело подлежит передаче по подсудности мировому судье по месту нахождения юридического лица, в связи с тем, что административном расследование фактически не проводилось. Кроме того, в действиях ПАО «Ростелеком» отсутствует состав вмененного нарушения, в связи с отсутствием возможности верифицировать вызов по состоянию на 18 декабря 2023 года, подключением ПАО «Ростелеком» к системе ИС «Антифрод» 19 декабря 2023 года. Полагает, что нарушена процедура проведения проверки, поскольку решение о проведение проверки от 8 ноября 2024 года получено ПАО «Ростелеком» 12 ноября 2024 года, в связи с чем, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ неисполнение оператором связи обязанности по прекращению оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области связи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 12 ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» установлено, что оператором связи признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Согласно п. 8 ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающий передачу короткого текстового сообщения абонента, инициирующего отправление такого сообщения, при передаче такого сообщения обязан передавать в неизменном виде абонентский номер, выделенный данному абоненту на основании договора об оказании услуг связи.
На основании п. 9 ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении телефонного соединения, в неизменном виде абонентский номер, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов.
Оператор связи, с сети передачи данных которого инициируется соединение для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть передачи данных другого оператора связи, участвующего в установлении соединения, в неизменном виде уникальный код идентификации, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему соединение для целей передачи голосовой информации.
Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении таких соединений, в неизменном виде полученные абонентский номер или уникальный код идентификации.
В соответствии с п. 10 ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» при оказании услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика оператор связи обязан проверить соблюдение требований, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, с использованием системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.
Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае: если инициированное с сети связи иностранного оператора связи соединение, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (за исключением случаев, если соединение инициируется абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации).
В соответствии с российским планом нумерации, утвержденным Приказом Минцифры России от 31 января 2022 года № 75 код нумерации «964» относится к российской системе и плану нумерации (приложение №8).
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ послужило, что ПАО «Ростелеком» осуществляющее деятельность оператора телефонной связи, 18 декабря 2023 года в 14:26 час. оказывало услуги связи при инициированных в сети связи иностранного оператора связи соединениях, сопровождающихся нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации.
Так, 18 декабря 2023 года в 14:26 час. через техническое оборудование ПАО «Ростелеком» на абонентский номер +№ (ПАО «Ростелеком») поступил входящий вызов с абонентского номера +79642424696 (ПАО «ВымпелКом») от иностранного оператора связи CZECH (TELECONNECT), сопровождающееся нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации, данный вызов в неизменном виде был доставлен конечному абоненту. В нарушение требований пунктов 1, 9, 10 статьи 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» ПАО «Ростелеком» не препятствовало осуществлению инициированных с сети связи иностранного оператора связи соединений, сопровождающихся нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации, не прекратило оказание услуг связи и услуг по пропуску трафика в свою сеть связи, продолжив их оказание. что повлекло риск причинения материального ущерба абоненту, принявшему вызов.
Вина ПАО «Ростелеком» в совершении административного правонарушения подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 ноября 2024 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ПАО «Ростелеком»; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 24 октября 2024 года; решением прокурора Пермского края о проведении проверки № 260 от 8 ноября 2024 года в отношении ПАО «Ростелеком», направленным 12 ноября 2024 года; заключением Управления Роскомнадзора по Пермскому краю от 30 октября 2024 года, с уточнением от 19 ноября 2024 года, согласно которого ПАО «Ростелеком» не прекратило оказание услуг связи по пропуску трафика при установлении инициированного с сети связи иностранного оператора связи соединения, сопровождающегося нумерацией соответствующей российской системе и плану нумерации (+79642424696), при этом данное соединение не инициировалось абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами Российской Федерации; ответом ФГУП «Главный радиочастотный центр» от 27 августа 2024 года, согласно которого ПАО «Вымпелком» подключено к ИС «Антифрод» 8 ноября 2023 года, ПАО «Ростелеком» 19 декабря 2023 года; актами о выполнении оператором связи технических условий на подключение к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску тарифа в сети связи общего пользования и готовности системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску тарифа в сети связи общего пользования к эксплуатации между ФГУП «Главный радиочастотный центр» и ПАО «Вымпелком» от 8 ноября 2023 года и ПАО «Ростелеком» от 19 декабря 2023 года; ответом ПАО «Ростелеком» от 15 августа 2024 года о соединении абонентского номера +№ от 18 декабря 2023 года в 14:26 час.; постановлением о возбуждении уголовного дела от 18 декабря 2023 года; протоколом допроса потерпевшей ФИО5
Вышеуказанные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. 26.11 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.2.1 названного Кодекса, проводится административное расследование.
Согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
В силу абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматривают судьи районных судов.
При этом в силу ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратурой информации, полученной при изучении материалов уголовного дела, возбужденного 18 декабря 2023 года СО ОМВД России по Оханскому городскому округу по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч.4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, 24 октября 2024 года заместителем прокурора Пермского края возбуждено дело об административном правонарушении и необходимости проведения административного расследования, в рамках которого получено заключение Управления Роскомнадзора по Пермскому краю № 15074-01/59 от 30 октября 2024 года с уточнением от 19 ноября 2024 года № 15945-01/59. На основании данного заключения 20 ноября 2024 года в отношении ПАО «Ростелеком» возбуждено настоящее дело. Принимая во внимание, что административном расследование проведено прокуратурой Пермского края, расположенной на территории Ленинского района г. Перми оснований для передачи дела об административном правонарушении мировому судье по месту нахождения ПАО «Ростелеком» не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ПАО «Ростелеком» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», а также того, что с его стороны созданы препятствия к осуществлению инициированного в сети связи иностранного оператора связи соединения, сопровождавшегося нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации, не представлено.
Доводы жалобы защитника о том, что в момент совершения спорного вызова технической возможности у ПАО «Ростелеком» определить, что поступавший вызов осуществлялся с территории иностранного государства, что на момент осуществления вызова Общество не было подключено к системе «Антифрод» являются не состоятельными. При этом суд исходит из того, что исполнение оператором связи обязанности, предусмотренной п. 10 ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» не ставится законодателем в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе функционирования системы «Антифорд», а также структуры подмененного номера (географически определяемой либо неопределяемой зонами).
Доводы о нарушении процедуры проведения проверки, в связи с направлением копии решения прокуратуры Пермского края о проведении проверки от 8 ноября 2024 года в адрес Общества 12 ноября 2024 года основанием к признанию недопустимым доказательством постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 ноября 2024 года не являются, поскольку копия решения направлена в адрес общества в срок, установленный для проведения проверки (с 8 ноября 2024 года по 7 декабря 2024 года), при этом, из материалов дела следует, что какие-либо процессуальные действия в отношении ПАО «Ростелеком» в период с 8 ноября 2024 года по 12 ноября 2024 года не проводились. Уведомление о вызове в прокуратуру Пермского края для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 ноября 2024 года, с которым направлена копия решения о проведении проверки в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательством по делу не является.
Учитывая изложенное судья приходит к выводу, что вина ПАО «Ростелеком» установлена, в связи с чем, действия квалифицирует по ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ как неисполнение оператором связи обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера и (или) уникального кода идентификации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области связи.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства настоящего дела, связанные с допущением ПАО «Ростелеком» нарушений требований законодательства о связи, оснований для признания, допущенного административного правонарушения малозначительным и для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Публичное акционерное общество «Ростелеком», ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по г. Санкт-Петербургу (Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу, л/с 04721785720), ИНН 7838027691, КПП 783801001, ОКТМО 40303000, счет получателя платежа 03100643000000017200 в Северо-Западное ГУ Банка России // УФК по г. Санкт-Петербургу, г. Санкт-Петербург, БИК 014030106, кор. счет 40102810945370000005, КБК 32211601131019001140, УИН 32278000240000623110.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Документ, подтверждающий уплату административного штрафа необходимо представить в Ленинский районный суд г. Перми.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
Судья: подпись
Копия верна. Судья О.И. Ошвинцева