Дело № 8Г-22021/2024 [88-22284/2024]

Номер дела: 8Г-22021/2024 [88-22284/2024]

УИН: 66MS0039-01-2023-003077-44

Дата начала: 08.11.2024

Суд: Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Чаус Ирина Анатольевна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Халилов Садат Ибатуллович
ОТВЕТЧИК ООО "УК ЖКХ Октябрьского района"
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Единоличное рассмотрение дела судьей АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение 12.12.2024
 

Акты

УИД 66MS0039-01-2023-003077-44

        Дело №88-22284/2024

Мотивированное определение

составлено 18 декабря 2024 года

                                                 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Челябинск                                  12 декабря 2024 года

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чаус И.А., рассмотрев единолично материалы гражданского дела №2-19/2024 по иску Халилова Садата Ибатулловича к ООО «УК ЖКХ Октябрьского района» о перерасчете платы за горячее водоснабжение,

по кассационной жалобе Халилова Садата Ибатулловича на решение мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от 27 февраля 2024 года и апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 8 августа 2024 года,

установил:

Халилов С.И. обратился с иском к ООО «УК ЖКХ Октябрьского района» о перерасчете платы за коммунальную услугу ГВС за период с февраля по апрель 2021 года, взыскании пени, компенсации морального вреда, штрафа.

Решением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от 27 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 8 августа 2024 года, исковые требования Халилова С.И. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Халиловым С.И. ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов как незаконных.

    В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судом единолично без проведения судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.

    Такие нарушения норм материального или процессуального права были допущены судами при рассмотрении гражданского дела.

            При рассмотрении дела установлено, что Халилов С.И. является собственником квартиры № <данные изъяты>.

Управление данным многоквартирным домом (далее – МКД) осуществляет ООО «УК ЖКХ Октябрьского района» (далее – УК).

По отношению к потребителю Халилову С.И. ООО «УК ЖКХ Октябрьского района» является исполнителем коммунальной услуги горячее водоснабжение (ГВС).

В квартире истца установлены индивидуальные приборы учета потребления горячей воды (ИПУ ГВС) №№ 164118 и 164104.

Халилов С.И. с декабря 2020 года по май 2021 года не передавал показания ИПУ ГВС, вследствие чего начисление платы за данный коммунальный ресурс осуществлялось с 01.12.2020 по 28.02.2021 по среднемесячному объему потребления, а с 01.03.2021 по нормативам потребления. При этом 27.01.2021 истек срок межповерочного интервала на указанных ИПУ ГВС. Поверка собственником (истцом) осуществлена 21.04.2021, после чего показания ИПУ ГВС передавались.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, мировой судья, руководствуясь положениями ст.ст. 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерация, п.п. 37, 42, 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила 354), исходил из того, что начисление по среднемесячному объему не может превышать 3-х месяцев, после чего начисление осуществляется по нормативу, поскольку с декабря 2020 года по май 2021 года истец показания ИПУ ГВС исполнителю не передавал, а также ещё в период начисления по среднемесячному объему и до начала начисления платы по нормативу с повышающим коэффициентом не осуществил поверку приборов учета.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Правилами 354 не предусмотрен перерасчет платы по показаниям прибора учета за период с момента истечения межповерочного интервала до проведения его новой поверки. Суд указал, что после представления истцом свидетельств о поверке приборов учета, снятые с них показания приняты, как начальные для расчета жилищно-коммунальных услуг.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи согласился.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами нижестоящих судов по следующим основаниям.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно статье 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Из положений Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета (пункты 2, 17 статьи 2, часть 1 статьи 5, часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13).

Согласно подпункту "д" пункта 81(12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения срока межповерочного интервала поверки приборов учета, что, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом на основании пунктов 59, 60 Правил.

Вместе с тем потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"). В процессе эксплуатации приборов учета (системы учета) улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит.

В связи с этим проведенная по истечении межповерочного интервала поверка прибора учета, в результате которой установлено соответствие этого прибора метрологическим требованиям, подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после истечения срока поверки.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 г., а также изложена в пункте 10 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 г.

Таким образом, нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического объема полученного ресурса.

Иной подход лишал бы потребителя коммунальных услуг, который по уважительной причине не мог своевременно обеспечить проведение проверки прибора учета, возможности ретроспективно подтвердить исправность прибора учета и достоверность его показаний, в то время как правовое регулирование, установленное пунктами 59 - 60(3), 85 Правил, в том числе предусматривающее применение повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальную услугу, направлено на стимулирование потребителей к надлежащему исполнению их обязанностей, связанных с обеспечением исправности приборов учета и возможности использования их показаний, а также на исключение злоупотребления правом с их стороны.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 апреля 2021 Халиловым С.И. проведена поверка ИПУ ГВС №№ 164118 и 164104 без их замены или демонтажа, что подтверждается выданными свидетельствами о поверке и актом выполненных работ по метрологической. Фактическая замена ИПУ ГВС Халиловым С.И. не производилась.

С учетом изложенного при наличии доказательств, подтверждающих признание приборов учета пригодными к применению и соответствующими метрологическим требованиям, основания для исчисления объема коммунальных услуг расчетным путем отсутствовали.

В соответствии с пунктом 61 Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Таким образом, сама по себе правомерность начисления платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктами 59, 60 Правил не свидетельствует о невозможности осуществления ее перерасчета на основании положений пункта 61 Правил при подтверждении работоспособности счетчика в дальнейшем.

Между тем, суд первой инстанции этого не учел и в нарушение приведенных норм права пришел к ошибочному выводу о том, что перерасчет платы по показаниям прибора учета за период с момента истечения межповерочного интервала до проведения его новой поверки не предусмотрен.

Кроме того, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для принятия показаний индивидуальных приборов учета после их поверки 21.04.2021, как начальных для последующего расчета жилищно-коммунальных услуг, поскольку перерасчет размера платы должен был производиться исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемых приборов учета, находящихся в исправном состоянии.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В нарушение приведенных требований процессуального закона не получили оценки суда доводы Халилова С.И. о том, что после истечения срока межповерочного интервала (27.01.2021) установлен новый период действия этого интервала (до 20.04.2027), а приборы признаны исправными, вследствие чего не имеется оснований применять последствия истечения срока поверки ИПУ.

Судом апелляционной инстанции проверявшей законность решения суда первой инстанции, допущенные им нарушения, не устранил.

Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Седьмой кассационный суд общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, принять решение с учетом установленных по делу обстоятельств и требований закона.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

        определил:

апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 8 августа 2024 года отменить. Дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

Судья

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».