Дело № 8а-11580/2024 [88а-11425/2024]
Номер дела: 8а-11580/2024 [88а-11425/2024]
УИН: 27RS0013-01-2024-001136-14
Дата начала: 20.11.2024
Дата рассмотрения: 11.12.2024
Суд: Девятый кассационный суд общей юрисдикции
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Дело № 2а-648/2024
№ 88а-11425/2024
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 11 декабря 2024 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23.12.2024
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2024 года, принятые по административному делу № 2а-678/2024, по административному иску Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным иском, в котором просил признать бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии мер к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, незаконным; обязать ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение месяца произвести расчет необходимых им для нормального функционирования исправительного учреждения ставок осужденных, трудоустроенных в хозяйственной обслуге ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, и направить указанную потребность в УФСИН России по Хабаровскому краю; обязать ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к созданию для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду; обязать УФСИН России по Хабаровскому краю в случае недостаточности денежных средств организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю необходимого количестве рабочих мест в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурором указано, что по результатам проверки исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства по привлечению к труду осужденных в местах лишения свободы, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, установлено нарушение законодательства, связанного с отсутствием достаточных ставок для трудоустройства осужденных, непринятием мер по обеспечению возможности трудиться всем осужденным. Так, ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее - Исправительное учреждение) при лимите наполнения 1223 человек содержится 620 осужденных, подлежащих привлечению к труду. Из них в хозяйственной лагерной обслуге (XЛO) привлечено к труду 99 осужденных; в Центре трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) привлечено 100 осужденных, что составляет 32%. Штатными расписаниями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на участках XЛO, предусмотрено 91,5 ставок осужденных, на участке ЦТАО 146 ставок осужденных. Количество осужденных, имеющих исковые требования, в исправительном учреждении - 141 человек, из которых 116 из числа подлежащих привлечению к труду.
В адрес исправительного учреждения Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно вносились представления об устранении нарушений, в которых указывалось о необходимости создания рабочих мест для привлечения осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, к оплачиваемому труду, которые оставлены без удовлетворения. Указанные нарушения влекут нарушение прав осужденных, вынужденных исполнять должностные обязанности без оплаты, а также потерпевших, в том числе Российской Федерации, которым ущерб от причиненных преступлений не возмещается ввиду неоплаты труда должников. ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, являясь главными распорядителями бюджетных средств, обязаны для исполнения возложенных на них, а также на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю государством обязанностей решать вопросы увеличения или уменьшения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительской системы (далее - УИС) с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2024 года требования прокурора удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии мер к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц. На ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять достаточные меры к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, на день исполнения решения суда. На УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать содействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, направленное на принятие мер к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом наполняемости учреждения. При недостаточности денежных средств на ФСИН России возложена обязанность организовать финансирование мероприятий, направленных на создание для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц в течение 12 месяцев с момента уведомления о недостаточности финансирования мероприятий. На УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств довести финансирование до ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю для проведения мероприятий, направленных на создание рабочих мест для осужденных, с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц находящихся в исправительном учреждении. На ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 1 года с даты выделения денежных средств, принять меры в части создания для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2024 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2024 года изменено в части. Абзацы 3, 5, 6 изложены в другой редакции. Из резолютивной части решения суда исключены абзацы 4, 7. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
С учетом апелляционного определения судами принято решение, которым признано незаконным бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии мер к созданию для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц.
На ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу принять меры к созданию для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех
трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлекать их к труду.
На ФСИН России возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю необходимого количества рабочих мест.
На УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда довести до ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю финансирование расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю необходимого количества рабочих мест».
20 ноября 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 11 ноября 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование жалобы административные ответчики ссылаются на то, что действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность по обеспечению каждого трудоспособного осужденного работой, ссылаются на отсутствие бездействия со стороны учреждения, поскольку ведется постоянная работа по увеличению количества рабочих мест для осужденных, проводится работа с органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, с организациями в целях заключения контрактов на изготовлении продукции. Указывают на наличие объективных причин, препятствующих увеличению числа трудоустроенных осужденных, так на увеличение количества нетрудоустроенных осужденных повлияло перепрофилирование учреждения из строго режима в общий, в связи с чем в исправительную колонию прибыло 510 осужденных с сентября по ноябрь 2023 года, в связи с чем доля трудоустроенных снизилась с 69,80% до 33,55%, количество нетрудоустроенных составляло в 2023 году 61 человек, в настоящее время более 400 человек. Указывают, что учитывая высокую плотность застройки земельного участка исправительного учреждения, отсутствует фактическая и техническая возможности для строительства новых зданий под производственные площади для создания новых рабочих мест; свободных производственных площадей, оборудования и техники не имеется. Ссылаются на отсутствие финансирования, при этом указывают, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2024 года кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, полагающего судебные акты законными и обоснованными, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ)).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть вторая статьи 10 УИК РФ).
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных и возлагает обязанность по реализации этого права осужденных на администрацию учреждения или органа, где они отбывают наказание (часть 1 статья 10).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Приложением № 1 к приказу Минюста России от 15 марта 2022 года № 42 установлены лимиты наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Хабаровскому краю, лимит наполнения ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю общего режима составляет 1253 места, включая изолированный участок, функционирующий как КП, на 30 мест.
Приказом начальника ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю от 15 апреля 2024 года № 116-ахв «О внесении изменений в штатное расписание на участках XЛO» с 16 апреля 2024 года утверждено штатное расписание XJIO в количестве 90 должностей.
30 января 2024 года, 25 апреля 2024 года в адрес исправительного учреждения Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно вносились представления об устранении нарушений, в которых указывалось о необходимости создания рабочих мест для привлечения осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, к оплачиваемому труду, которые оставлены без удовлетворения.
Вместе с тем приказом начальника ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю от 5 июня 2024 года № 184-ахв «О внесении изменений в штатное расписание на участках XЛO» с 5 июня 2024 года утверждено штатное расписание XЛO в количестве 105 должностей, в связи с изменением лимита численности персонала из числа осужденных, задействованных на выполнении работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, увеличено количество ставок с 90 единиц до 105 единиц.
Из аналитической справки за 2024 год следует, что по состоянию на 14 июня 2024 года в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю содержится 849 осужденных при лимите наполняемости 1253 человек, из них 622 осужденных подлежит привлечению к труду, трудоустроено 230 человек, в том числе на производственные работы привлечены 81 осужденных.
Согласно справки по трудовому использованию осужденных, имеющих исполнительные документы, среднесписочная численность осужденных, имеющих исполнительные листы, составляет 153 человека. Среднесписочная численность осужденных, имеющих исполнительные листы и подлежащих привлечению к труду - 111 человек.
Разрешая требования прокурора, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, руководствуясь положениями статей 103-105 УИК РФ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что административными ответчиками не выполняется возложенная на них законом обязанность по созданию условий для привлечения к труду осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, пришел к выводу о наличии незаконного бездействия административных ответчиков при осуществлении возложенных на них полномочий, чем нарушаются, в том числе права потерпевших лиц на возмещение причиненного им вреда, и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ФКУ ИК- 14 ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю произвести расчет необходимых им для нормального функционирования исправительного учреждения ставок осужденных, трудоустроенных в XЛO, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что штатное расписание на участке XЛO уже приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Вместе с тем, установив, что именно на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю лежит обязанность по принятию мер к созданию для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, рабочих мест с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении, и привлечению их к труду, а ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в Учреждении, УФСИН России по Хабаровскому краю доводит финансирование до ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, суд апелляционной инстанции изменил решение суда путем исключения из резолютивной части решения абзацев 4,7 и изложив абзацы 3,5,6 в новой редакции, изменив в том числе срок исполнения возложенной на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности, увеличив его до двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 УИК РФ).
В силу части 2 статьи 9 УИК РФ общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.
Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть 2 статьи 2 УИК РФ), к которым относится и общественно полезный труд (часть 2 статьи 9 УИК РФ), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года № 805-0-0).
В части 1 статьи 103 УИК РФ установлено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 105 УИК РФ).
В силу части 3 статьи 99 УИК РФ осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Из приведенных правовых норм следует, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, поскольку общественно полезный труд как средство исправления и обязанность осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № 420 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2030 годы)» (далее - программа Правительства РФ), из которой следует, что обязательное привлечение осужденных к общественно полезному труду является одной из мер реализации уголовно-исполнительной политики государства, способствует их исправлению, ресоциализации и правопослушному поведению в период отбывания наказания, а также создает предпосылки для успешной адаптации в обществе после освобождения.
Отсутствие рабочих мест не позволяет осужденным в должной степени возмещать ущерб, причиненный гражданам и государству, оказывать материальную помощь семьям, рассчитываться за полученное питание и вещевое имущество, приобретать дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости. Среди осужденных немало лиц, утративших социальные связи, и денежные средства, заработанные ими в период отбывания наказания, зачастую являются единственным источником их существования после освобождения. При этом их вовлечение в трудовую деятельность связано не только с исполнением установленной законом обязанности трудиться, но и одновременно с реализацией их трудовых прав, предусмотренных трудовым и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Высокий уровень неработающих осужденных создает серьезные проблемы для исполнительных органов субъектов Российской Федерации при решении задач по трудоустройству лиц, освободившихся после отбывания наказаний. Значительный перерыв в трудовой деятельности и отсутствие профессиональных навыков у этой категории граждан затрудняют их трудоустройство, создают социальную напряженность в регионах и приводят к росту рецидивной преступности.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
При этом согласно части 7 статьи 18 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом, в частности, необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», приказом федеральной службы исполнения наказаний «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» № 555 от 14 августа 2020 года, Положением о территориальном органе, утвержденным приказом ФСИН от 11 июня 2015 года № 518, территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать в пределах своей компетенции предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Проанализировав указанное выше действующее законодательство, разрешая заявленный административный спор, суды верно исходили из того, что законом на исправительные учреждения возложена обязанность по созданию условий для привлечения к труду осужденных, отбывающих наказание, при этом общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных, установив, что доля трудоустроенных осужденных в исправительном учреждении составляет всего 34-35%, содержащиеся в колонии осужденные в основной массе являются трудоспособными, у ряда из которых имеются исковые обязательства в счет возмещения ущерба, причиненного преступлениями, уплаты алиментов, а также исполнения дополнительного наказания в виде штрафа, суды обоснованно пришли к выводу о наличии незаконного бездействия со стороны административного ответчика ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю при осуществлении возложенных на них полномочий по созданию для осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, рабочих мест, и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Пунктом 7 Положения о ФСИН России предусмотрено, что ФСИН России обеспечивает материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно- исполнительной системы; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (подпункт 2).
Согласно Уставу ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю (пункт 1.2) функции и полномочия учредителя данного учреждения - Российской Федерации осуществляет ФСИН. В соответствии с пунктом 4.3 Устава учреждения, УФСИН России по Хабаровскому краю доводит бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств до получателя - ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю. Источниками финансирования деятельности ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (пункт 5.8 Устава).
Учитывая указанные выше положения законодательства, положения Устава ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 7 и статьи 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1, пунктов 3 и 7, пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 «Об утверждении положения о Федеральной службе исполнения наказаний», поскольку ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а на территории Хабаровского края функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию, возложенных на нее полномочий, осуществляет УФСИН России по Хабаровскому краю, суды верно возложили на указанных административных ответчиков обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии бездействия со стороны ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю по созданию рабочих мест для осужденных подлежат отклонению, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности имеющихся в исправительном учреждении рабочих мест для осужденных, подлежащих привлечению к труду. При этом доказательств, подтверждающих принятие Учреждением всех необходимых мер для создания дополнительных рабочих мест либо о невозможности создания рабочих мест для всех осужденных, подлежащих привлечению к труду, суду не представлено.
Доводы кассационной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с отсутствием производственных площадей, необходимого оборудования и отсутствием финансовых средств для исполнения решения суда, не влекут отмену судебных актов, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Исправительного учреждения от исполнения возложенных на него законом обязанностей, а способ исполнения возложенных судом обязанностей относится к полномочиям органа уголовно-исполнительной системы, в связи с чем административный ответчик вправе самостоятельно выбрать способы исполнения решения суда.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы аналогичны позиции и доводам административных ответчиков в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Доводы кассационной жалобы не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 24 июня 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи