Дело № 2а-387/2025 (2а-4530/2024;)

Номер дела: 2а-387/2025 (2а-4530/2024;)

УИН: 55RS0005-01-2024-007519-86

Дата начала: 12.12.2024

Суд: Первомайский районный суд г. Омск

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Долгушин Артур Папикович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Призывная комиссия Омской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Призывная комиссия Центрального и Советского административных округов г. Омска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Военный комиссариат Центрального и Советского АО г. Омска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Военный комиссариат Омской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Военный комиссар Омской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 12.12.2024
Передача материалов судье 12.12.2024
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 13.12.2024
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 13.12.2024
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 27.12.2024
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 27.12.2024
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление в дело соистцов/соответчиков 10.01.2025
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 30.01.2025
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 03.02.2025
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 04.02.2025
 

Акты

Дело № 2а-387/2025 (№ 2а-4530/2024)

УИД 55RS0005-01-2024-007519-86

РЕШЕНИЕ

            Именем Российской Федерации

                

30 января 2025 года          город Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сафроновой Л.А., при секретаре Пресницовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Долгушина А.П. к призывной комиссии Омской области, ФКУ «Военный комиссариат Омской области», Военному комиссариату Центрального и Советского АО г. Омска, о признании незаконными действий (бездействия), решений,

                    УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о признании незаконными действий (бездействия), решений, в обоснование требований, указав, что состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Советского административных округов г. Омска и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Решением призывной комиссии в рамках осеннего призыва 2024 года он был призван на военную службу.

Не согласившись с принятым решением, он обратился с жалобой в призывную комиссию Омской области с требованием провести контрольное медицинское освидетельствование. По его итогам он призван на военную службу.

С оспариваемым решением не согласен по следующим основаниям.

Для целей установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование.

Так, в ходе проведения медицинского освидетельствования и контрольного медицинского освидетельствования, он предъявлял жалобы на состояние здоровья, указывал на то, что у него имеются заболевания, предусмотренные п. «В» ст. 42, п. «В» ст. 66, п «В» ст. 72 Расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно–врачебной экспертизе», которые подразумевают в отношении граждан, свидетельствуемых по графе I. Определение категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.

Между тем, врачи-специалисты проигнорировали его диагноз, не выдали ему направление на дополнительное обследование, что является нарушением Положения о военно-врачебной экспертизе, определив ему категорию «Б» - годен с незначительными ограничениями.

Таким образом, считает, что административными ответчиками игнорируется наличие у него жалоб на состояние его здоровья, что повлекло неверное определение ему категории годности в нарушение норм законодательства, что привело к нарушению его прав на получение освобождения от призыва на военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и зачисление в запас.

Полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на полное, всестороннее и объективное медицинское освидетельствование, определение его категории годности, соответствующей состоянию его здоровья, вынесение в отношении него решения призывной комиссии, является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. При принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами.

Просил признать незаконными решения призывной комиссии САО г. Омска и призывной комиссии Омской области о его призыве на военную службу; признать незаконными действия военного комиссариата Омской области; обязать административных ответчиков устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия Центрального и Советского административных округов г. Омска.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Военный комиссар Омской области.

Административный истец Долгушин А.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Омской области», военного комиссариата Центрального и Советского административных округов г. Омска, а также военного комиссара Омской области Зарубина И.Ю., действующая на основании доверенности, участие в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представила письменный отзыв, из которого следует, что Долгушин А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Советского АО г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином подлежащим призыву на военную службу и не прибывающий в запасе. У Долгушина А.П. отсутствуют основания для освобождения либо отсрочки от призыва на военную службу из числа предусмотренных ст. ст. 23, 24 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе». При прохождении медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией с учетом всех представленных медицинских документов, по результатам осмотра, врачами-специалистами военно-врачебной комиссии принято решение о категории годности к военной службе с незначительными ограничениями, без направления призывника на дополнительное медицинское обследование, установив Долгушину А.П. категорию годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Призывная комиссия САО г. Омска в соответствии с заключением врачей военно-врачебной комиссии ДД.ММ.ГГГГ (Протокол ) приняла решение призвать Долгушина А.П. на военную службу. Обращает внимание суда на то, что категория годности к военной службе определяется врачами медицинских комиссий не на основании личного усмотрения того или иного специалиста, а по правилам, согласно действующему Положению о военно-врачебной экспертизе. Те или иные диагнозы сличаются с имеющимися в Расписании болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) статьями и таким образом призывнику определяется та или иная категория годности. Призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врачей военно-врачебной комиссии. Именно заключение о категории годности, а не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. При несогласии призывника с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на проведение независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Полагает, что несогласие административного истца с определением категории годности к военной службе основано на собственном толковании истцом имеющихся диагнозов. На основании жалобы Долгушина А.П. поданной в призывную комиссию Омской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было проведено контрольное медицинское освидетельствование, в ходе которого были изучены медицинские документы, личное дело призывника, листы медицинского освидетельствования, он был осмотрен всеми врачами медицинской комиссии, учтены жалобы на состояние здоровья. По результатам проведенного контрольного медицинского освидетельствования в отношении Долгушина А.П., решение призывной комиссии САО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу утверждено, он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Полагает, что поскольку административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у него заболевания на момент контрольного проведения медицинского освидетельствования, дающего право на освобождение от призыва на военную службу, решение призывной комиссии САО г. Омска и призывной комиссии Омской области о призыве на военную службу приняты законно и обоснованно. Правом проведения независимой военно-врачебной экспертизы Долгушин А.П. не воспользовался. Считает, что административный иск подан с целью затягивания вопроса о подтверждении его годности к военной службе до окончания призыва на военную службу, тем самым уклоняется от службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с изложенным, заявленные Долгушиным А.П. требования, удовлетворению не подлежат.

Представитель призывной комиссии Омской области Лукьянова Н.М., действующая на основании доверенности, участие в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представила письменный отзыв, в котором указала, что призывная комиссия <адрес> организацию призыва и непосредственный призыв граждан на военную службу не осуществляет, такие полномочия принадлежат военному комиссариату САО и ЦАО <адрес>. Решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования. В ходе медицинского освидетельствования, проведенного в период осеннего призыва в 2024 году, административный истец был осмотрен врачами-специалистами, которыми были учтены его жалобы на состояние здоровья, данные исследований. Решением призывной комиссии САО <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ административный истец был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Указанное решение утверждено решением призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в ходе проведения мероприятий по призыву у административного истца не установлено заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. Доказательства наличия таких заболеваний административным истцом не представлено. На основании изложенного, права, свободы и законные интересы административного истца нарушены не были, в связи с чем заявленные требования, удовлетворению не подлежат.

Представители призывной комиссии Центрального и Советского АО г. Омска, Военного комиссара Омской области в судебном заседании участие не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно преамбуле Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ, призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ).

В силу статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1); врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2); порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4).

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение о призыве на военную службу).

В соответствии с Положением о призыве на военную службу, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссариат) посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 2). Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (далее - призывная комиссия), решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) (пункт 3). Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 5).

Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе), военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).

На основании пункта 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу…, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению № 1, которое включает в себя Требования к состоянию здоровья граждан, Расписание болезней, а также Дополнительные требования к состоянию здоровья граждан.

Согласно п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).

Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.

Как следует из п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.

До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».

В силу требований пункта 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению.

Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (абзац 2 пункта 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения № 1 к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения № 1 к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

В соответствии с п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.

Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, приведенные нормативные положения содержат гарантии обеспечения привлечения к военной службе только тех лиц, которым она не противопоказана по состоянию здоровья, что, однако должно быть определено в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что согласно данным карточки учета призывника, Долгушин А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате по Центральному и Советскому административному округу г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Долгушин А.П. прибыл на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в весеннюю военную компанию. Врачам, проводившим медицинское освидетельствование, Долгушин А.П. предъявлял жалобы на состояние своего здоровья и анамнез, а именно на: ****, предъявил медицинские документы (МРТ, консультации специалистов), подтверждающие наличие заболевания, датированные 2012, 2024 годом, представил результаты обязательных диагностических исследований (флюорография (рентгенография)) легких в 2 проекциях, общий клинический анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография в покое, и исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С»).

По результатам обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, Долгушину А.П. установлен диагноз: «****», врачом-специалистом вынесено решение о признании истца годным к прохождению военной службы с незначительным ограничением (категория Б) на основании п. «Д» ст. 66 графы I Расписания болезней (раздел II приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565) «Болезнь позвоночника и их последствия пи наличии объективных данных без нарушений функций».

Учитывая результаты медицинского освидетельствования, отсутствие при его прохождении медицинских документов, подтверждающих наличие у административного истца заболеваний, позволяющих установить иную категорию годности, Долгушин А.П. решением призывной комиссии САО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ был признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория Б).

Долгушин А.П. обратился с жалобой на указанное решение в призывную комиссию Омской области.

ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссией Омской области в отношении Долгушин А.П. проведено контрольное медицинское освидетельствование, по результатам которого, утверждено решение призывной комиссии САО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, Долгушин А.П. признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория Б).

ДД.ММ.ГГГГ Долгушин А.П. обратился в Первомайский районный суд г. Омска с иском о признании решения призывных комиссий САО г. Омска и Омской области о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями, незаконными, ссылаясь, на то, что административными ответчиками были проигнорированы его жалобы, документы. Заключение о категории годности к военной службе вынесено с грубыми нарушениями законодательства, решение призывной комиссии вынесено на основании неверно определенной категории годности.

Суд не может согласиться с данными доводами, в связи со следующим.

Как отмечалось выше, в силу статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию, дают заключение о годности гражданина к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ).

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ.

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

В соответствии с п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

Как следует из материалов дела, при проведении медицинского освидетельствования с учетом представленных им медицинских документов (МРТ, выписки) в осенний призыв 2024 года Долгушин А.П. на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза заболевания в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения действительно врачами военно-врачебных комиссии не направлялся.

При этом, собранными по делу доказательствами, подтверждается, что диагноз «****» установлен с учетом собранного анамнеза и данных объективных медицинских исследований, представленных административным истцом врачам при проведении медицинского освидетельствования в период весенней военной кампании, являвшимися достаточными, для установления такого диагноза.

Медицинское освидетельствование административного истца проведено с участием врачей-специалистов, поименованных в законе, обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, не установлено.

Заключения врачей военно-врачебной комиссии САО г. Омска, так и военно-врачебной комиссии Омской области, проводившей КМО, подготовлено с учетом имеющегося анамнеза, данных объективных исследований о состоянии здоровья административного истца, категория годности присвоена в соответствии с имеющимися диагнозами. Из материалов дела не усматривается, что заключение военно-врачебной комиссии противоречит требованиям Федерального закона № 53-ФЗ, а также Положению о военно-врачебной экспертизе.

В связи с чем, в результате назначенного контрольного медицинского освидетельствования призывной комиссии САО г. Омска, а также контрольного медицинского освидетельствования в призывной комиссии Омской области, Долгушин А.П. обоснованно установлена категория годности «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Полагая законными решения призывных комиссий о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями, суд исходит из отсутствия доказательств наличия у административного истца заболеваний, дающих право на освобождение от призыва на военную службу и зачисление в запас, либо предоставление отсрочки.

Административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств, которые бы свидетельствовали об ошибочности установленного диагноза и более того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период призыва он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории годности к военной службе.

Кроме того, при несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам освидетельствования, административный истец не был лишен возможности провести независимую военно-врачебную экспертизу в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.

Также, судом в определении о подготовке дела к судебному разбирательству разъяснялось административному истцу о возможности ходатайствовать перед судом о назначении по делу медицинской экспертизы, с целью установления наличия заболевания, дающего основания для установления ему иной категории годности к военной службе.

Такого ходатайства административным истцом заявлено не было.

Представленные административным истцом медицинские документы были предметом изучения военно-врачебной комиссии, и категория годности к военной службе определена с их учетом.

Сам административный истец не представил новых медицинских документов и каких-либо доказательств в обоснование позиции, в том числе, о выставлении ему неверных диагнозов.

Напротив, выводы призывной комиссии подтверждены специалистами, при этом всем представленным медицинским документам, имеющимся в личном деле и представленным призывником, была дана оценка. Имевшиеся в распоряжении врачебной комиссии медицинские документы и результаты проведенного обследования заявителя позволили сделать вывод о наличие у него заболеваний, которые влекут признание гражданина годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение о призыве административного истца на военную службу и заключение о его годности к военной службе приняты уполномоченными органами в соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок проведения медицинского освидетельствования по призыву на военную службу соблюден и выполнен в полном объеме, в установленные сроки.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации).

Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

По административному делу таких обстоятельств не установлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Долгушиным А.П. требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Долгушина А.П. к призывной комиссии Омской области, ФКУ «Военный комиссариат Омской области», Военному комиссариату Центрального и Советского АО г. Омска, о признании незаконными действий (бездействия), решений, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Л.А. Сафронова

Мотивированное решение изготовлено 03.02.2025.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».