г. Сыктывкар Дело № 2-1001/2024 (33-96/2025)
УИД 11RS0003-01-2024-001342-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании 13.01.2025 дело по иску Луцюк Светланы Александровны к ООО УК «Интинская» о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, произвести перерасчет платы за непредоставленные услуги по организации мест накопления твердых коммунальных отходов, взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Луцюк Светланы Александровны на решение Интинского городского суда Республики Коми от 04.10.2024.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения истца Луцюк С.А., участвующей в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Луцюк С.А. обратилась в суд с иском к ответчику ООО УК «Интинская» о понуждении организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для домов <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН <Дата обезличена>-21, произвести перерасчет платы за непредоставленные услуги по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
Третьим лицом по делу привлечена администрация МО «Инта» Республики Коми.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 04.10.2024 в иске Луцюк С.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, указывая о его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Луцюк С.А. принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> (л.д. 19), в котором она зарегистрирована по месту жительства (л.д. 99).
Управление указанным домом осуществляет ООО УК «Интинская».
Жильцы <Адрес обезличен> обращались в ООО УК «Интинская» с коллективной претензией об установлении контейнеров для накопления отходов в пределах расстояния, установленного требованиями СанПиН 2.1.3684-21 или организовать работу специализированного автотранспорта для сбора бытовых отходов у жильцов, перерасчете взимаемой за данную услугу платы (л.д. 7-9).
В ответ на претензию ООО УК «Интинская» сообщило о том, что после расторжения договора между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми и оператором по транспортировке ТКО в г. Инта, вывоз осуществляется региональным оператором, ранее осуществляемый бесконтейнерный сбор ТКО прекращен. Разъяснено, что схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган местного самоуправления сам создает на этом месте контейнерную площадку. Управляющая организация может организовать данный вид работ на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме. В случае согласования точки установки контейнерной площадки на территории общедомового имущества, все дополнительные расходы по проектированию, установке, в том числе расходы на приобретение материалов и дальнейшего ее содержания будет дополнительно оплачиваться за счет собственников многоквартирных домов, принявших данное решение. Указано, что выступить инициатором проведения общего собрания собственников по вопросу определения точки установки контейнерной площадки может любой собственник жилого помещения многоквартирного дома, а вопрос о перерасчете находится в компетенции агента ООО «Региональный оператор Севера» - АО «Коми энергосбытовая компания» (л.д. 10).
Согласно ответу администрации МО «Инта» Республики Коми вывоз мусора по ранее установленному маршруту возобновлен не будет. В целях недопущения нарушений требований санитарного законодательства при эксплуатации мест (площадок) сбора ТКО, предназначенных для многоквартирных домов, постановлением администрации МО «Инта» Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены реестр и схема размещения контейнерных площадок. В управляющую компанию неоднократно направлялась информация о необходимости обустройства мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Администрация МО «Инта» Республики Коми готова предоставить земельный участок для установки контейнерной площадки в безвозмездное пользование при условии содержания и ремонта контейнерной площадки за счет образователей отходов. Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме вправе организовать общее собрание собственников с внесением в повестку собрания вопроса об организации сбора ТКО, а также установке контейнеров для раздельного сбора на контейнерной площадке за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 11).
По информации ООО «Региональный оператор Севера» прием и транспортирование ТКО бесконтейнерным способом по кольцу на территории г. Инты прекратилось с 26.07.2023. Администрацией МО «Инта» Республики Коми определено место для обустройства контейнерной площадки по адресу: <Адрес обезличен>. О сроках создания площадки региональный оператор информацией не обладает.
Из акта обследования дворовой территории многоквартирного жилого дома (далее МКД) № <Адрес обезличен> <Дата обезличена> следует, что расстояния на отмежеванном земельном участке многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, не позволяют выполнить устройство контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов согласно правилам и нормам (л.д. 31-32).
Указывая о том, что ближайшие мусорные контейнеры расположены на отдаленном расстоянии от МКД, жильцам пенсионного возраста и маломобильным гражданам затруднительно добираться до контейнерных площадок, Луцюк С.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на положениях статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 3, 7.1-7.5 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, исходил из того, что создание мест (площадок) накопления ТКО на земельном участке, входящим в состав общего имущества МКД, осуществляется с учетом принятия собственниками МКД соответствующего решения, которого по данному спору не принималось.
При этом судом принято во внимание невозможность обустройства контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке МКД, где проживает истец, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что вопросы, связанные с организацией места накопления твердых коммунальных отходов, подлежат разрешению органом местного самоуправления.
В этой связи суд признал ООО УК «Интинская» ненадлежащим ответчиком по делу, а поскольку истец не соглашалась на замену ответчика, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Лицом, ответственным за создание места накопления твердых коммунальных отходов и его организацию, истец считает управляющую организацию в лице ответчика, о чем указано в апелляционной жалобе.
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку по данному делу установлен факт невозможности обустройства контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к МКД, где проживает истец, то есть на территории, которую обслуживает ООО УК «Интинская».
В этом случае ссылка истца на постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, которым утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающего организацию места накопления отходов, необоснованна.
В письме Минстроя России от 03.04.2019 № 11696-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО» определено, что под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями, в связи с чем, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ.
Таким образом, из системного толкования названных выше норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Указанные правовые позиции приведены в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.03.2024 № 45-КГ24-3-К7 и пункте 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с тем, что решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен МКД, собственниками помещений МКД не принималось, в том числе в связи с тем, что установлен факт невозможности обустройства площадки на земельном участке МКД, обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, организации и надлежащего содержания лежит на органе местного самоуправления, на привлечение которого в качестве ответчика по делу истец не согласилась.
Доводы истца о необоснованном начислении платы за работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, обоснованно отклонены судом, поскольку незаконности действий (бездействия) ООО УК «Интинская» не установлено.
В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.12.2023 № 301-ЭС23-14328 указано, что в случае, если собственники помещений пользуются для складирования ТКО муниципальной площадкой, включенной в соответствующий реестр, либо место (площадка) накопления ТКО организовано для многоквартирного дома (нескольких многоквартирных домов) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, ввиду невозможности его организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований на придомовой территории, обязанность по содержанию места (площадки) накопления ТКО лежит на управляющей организации или распределяется между управляющими организациями нескольких домов пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, которыми они управляют (статья 249 Гражданского кодекса). Данная обязанность охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 154, 156 Жилищного кодекса).
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 04.10.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Луцюк Светланы Александровны - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 14.01.2025.
Председательствующий
Судьи