Дело № 5-1096/2024

Номер дела: 5-1096/2024

УИН: 41RS0001-01-2024-013725-72

Дата начала: 25.12.2024

Суд: Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края

Судья: Лошаков Тарас Николаевич

:
Результат
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО ГБУЗ "Камчатский краевой онкологический диспансер"
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 25.12.2024
Подготовка дела к рассмотрению Назначено судебное заседание 27.12.2024
Рассмотрение дела по существу Вынесено постановление о назначении административного наказания 27.12.2024
Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ 27.12.2024
Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА 09.01.2025
Вступление постановления (определения) в законную силу 21.01.2025
Обращено к исполнению 21.01.2025
 

Акты

                                                                                                  Дело № 5-1096/2024

УИД 41RS0001-01-2024-013725-72

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    «27» декабря 2024 года                                          г. Петропавловск-Камчатский

    Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Глухих Е.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

    государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой онкологический диспансер», юридический адрес: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 15, ОГРН 1024101031217, ИНН 4101040198, зарегистрированного в качестве юридического лица 29 июня 1995 года администрацией города Петропавловска-Камчатского, поставленного на учет в Управлении Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю 14 декабря 2020 года,

    УСТАНОВИЛ:

24 декабря 2024 года в 13 часов 00 минут при проведении эпидемиологического расследования причин возникновения очага острого гепатита С, острого гепатита В установлено, что при осуществлении медицинской деятельности по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 15 государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатский краевой онкологический диспансер» (далее – ГБУЗ «ККОД», Учреждение) допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно:

- для очистки, совмещенной с дезинфекцией, дезинфицирующих средств, применяются средства, которые в рекомендованных режимах оказывают фиксирующее действие на органические загрязнения, в том числе содержащих в своем составе альдегиды (глютаровый альдегид);

- для очистки эндоскопов применяются моющие растворы не на основе ферментов и (или) поверхностно-активных веществ, а глютаровый альдегид;

- у лиц с иммунодефицитом (больные онкологическими заболеваниями), а также в раннем периоде острого гепатита С (далее – ОГС) (до 12 недель после заражения) диагностика гепатита С (далее – ГС) не проводилась с помощью одновременного выявления anti-HCV и рибонуклеиновая кислота вирусный гепатит С (далее - РНК ВГС), а проводилось только выявление anti-HCV;

- в учреждении разработано 13 стандартов операционных процедур (далее – СОП), в том числе по проведению МРТ, КТ, однако СОПы не соответствуют реальным процедурам рентгенологического отделения, а именно: отсутствуют (не разработаны) СОП по подготовке к работе с инжектором, СОП по спецодежде и средствам индивидуальной защиты, СОП по гигиене и антисептике рук, СОП по текущей обработке поверхностей после каждого пациента, спецификация СОП по должностям (врач, лаборант, медицинская сестра) отсутствует, тем самым не внедрен в работу протокол микробиологического мониторинга (в виде СОП);

- подтверждение диагнозов вирусного гепатита С (далее – ВГС) и вирусного гепатита В (далее - ВГВ) проводилось в сроки, превышающие 14 календарных дней (постановка диагноза острого вирусного гепатита В (далее – ОВГВ) в выявленных случаях проводилась с нарушением срока в 14 дней (у одного пациента ОВГВ был выявлен в феврале 2024 года, у пяти пациентов - в марте-апреле 2024 года), что не позволило обеспечить своевременность проведения профилактических, противоэпидемических и лечебных мероприятий;

- медицинской организацией не проводится санитарно-просветительная работа среди онкологических пациентов по профилактике гемоконтактных инфекций, в том числе по вакцинопрофилактике вирусных гепатитов (далее – ВГ),

чем нарушены требования ст. 11, п.п. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), п.п. 717, 722, 783, 3429, 3476, 3529, 3690, 3691 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 4 (далее - СанПиН 3.3686-21).

Законный представитель ГБУЗ «ККОД» Зиганшина Н.В. на рассмотрение дела не явилась, о месте и времени рассмотрения дела заблаговременно извещалась надлежащим образом, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в ее отсутствие.

Защитник ГБУЗ «ККОД» Деревцова Л.В., действующая на основании доверенности от 5 апреля 2024 года, при рассмотрении дела пояснила, что юридическое лицо частично признает свою вину в совершении административного правонарушения. Выразила согласие с нарушением, выразившемся в применении медицинской сестрой ненадлежащих средств при дезинфекции эндоскопического оборудования, указанное нарушение будет устранено. Конкретный перечень СОПов ничем не утвержден, но разработка тех, которых по мнению лиц, проводивших эпидемиологическое расследование, недостаточно, уже ведется. Выразила несогласие с вмененным нарушением, выразившемся в недостаточности антисептика для обработки рук, поскольку не принято во внимание, что антисептические средства могут быть в разных видах, Учреждением также осуществлялись закупка большого количества антисептических салфеток и мыла, однако оценка на предмет достаточности количества всех имевшихся и применявшихся антисептических средств в их совокупности в ходе расследования не дана. По недостаточному количеству полиспайк-GCap указала, что вывод должностных лиц, проводивших расследование, неверен, поскольку одно такое медицинское изделие может применяться при обследовании нескольких пациентов до использования одного флакона физраствора. Выразила согласие с несоблюдением сроков подтверждения диагнозов, а также в части проведения просветительской работы среди пациентов. Указала о несогласии с вмененным нарушением в части отсутствия в схеме обращения с отходами данных о рентгенологическом отделении, поскольку оно указано в утвержденной схеме. Пояснила, что подогрев препарата «Ультравист» при проведении процедуры КТ утвержденным порядком не предусмотрен в качестве обязательного. Полагала ничем не подтвержденным содержащееся в протоколе утверждение о повторном использовании одноразового инъекционного оборудования. Полагала, что вывод об источнике инфекции носит предположительный характер, не представлены сведения о проведении заболевшим процедур в иных медицинских учреждениях. Указала, что приостановление деятельности кабинета КТ в диспансере может повлечь необратимые последствия, поскольку отсутствуют альтернатива тех исследований, которые проводятся на установленном в нем оборудовании. В среднем в день в кабинете КТ проводилось 50 исследований, более 1 000 исследований в месяц. Перенаправить пациентов в другие медицинские учреждения возможность отсутствует с учетом большого объема проводимых исследований. В связи с чем приостановление деятельности кабинета приведет к недоступности медицинской помощи для граждан. Выявленные нарушения, с которыми Учреждение согласилось, будут устранены в установленный выданным ему предписанием срок – до 15 января 2025 года.

Защитник ГБУЗ «ККОД» Кожевников М.Б., действующий на основании доверенности от 26 декабря 2024 года, при рассмотрении дела пояснил, что является врачом-рентгенологом и по поводу вменяемого нарушения, связанного с недостаточностью медицинских изделий - полиспайк-GCap может пояснить, что одно такое изделие при вводе вещества может использоваться неоднократно, то есть при проведении исследований в отношении нескольких пациентов, но только при условии, что такие исследования проводятся в пределах 6 часов.

Заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Хасанбаева Э.В., будучи предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела подтвердила сведения, приведенные в промежуточном акте о проведении эпидемиологического расследования. Пояснила, что поступали экстренные извещения о выявлении у граждан заболеваний гепатитами В и С и прослеживалась связь данных граждан с ГБУЗ «ККОД», поскольку в ходе проверки поступающий сведений, опросов заболевших было выяснено, что они являлись пациентами данного медицинского учреждения и проходили там процедуру КТ, в связи с чем было принято решение о проведении расследования, осуществлялся сбор и анализ информации. После поступления жалобы пациента в декабре 2024 года для проведения расследования дополнительно были приглашены специалисты из г. Москвы. В рамках расследования было проведено посещение помещений медицинского учреждения, в том числе кабинета КТ, в котором медицинская сестра показала все действия, которые она совершает при проведении процедуры исследования с участием пациента. Было выявлено использование при проведении дезинфекции раствора не на основе ферментов, который обязательно должен использоваться при первичной обработке. С участием прибывших научных сотрудников, специализирующихся на исследованиях гепатитов, в ходе анализа с представленных документов было выявлено недостаточное количество антисептических средств для обработки рук, а также медицинских изделий - полиспайк-GCap. Дополнительно в целях установления эпидемиологической связи заболеваний с медицинским учреждением были сделаны смывы, отобраны образцы для исследования, которое будет проводиться в г. Москве, ориентировочный срок готовности результатов – после 15-16 января 2025 года. После представления защитником Деревцовой Л.В. утвержденной схемы обращения с отходами пояснила, что раньше не увидела в ней сведений о рентгенологическом отделении, в связи с чем полагала о том, что вменяемое протоколом нарушение в указанной части можно считать необоснованным. Считала, что с учетом выявленных нарушений в их совокупности и отсутствии результатов исследований отобранных проб деятельность кабинета КТ представляет угрозу для жизни и здоровью граждан.

Ведущий специалист-эксперт отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Псарь М.С., будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела подтвердил сведения, приведенные в промежуточном акте о проведении эпидемиологического расследования. Пояснил, что в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» в установленном порядке из медицинский учреждений края поступали срочные извещения о выявлении заболеваний гепатитами В и С. После регистрации проводилась проверка сведений, опросы граждан, по итогам чего было выяснено, что все они состояли на учете в ГБУЗ «ККОД» и проходили там процедуру КТ. В ходе эпидемиологического расследования был выявлен ряд нарушений, в том числе расчетным методом установлена недостаточное количество имевшегося антисептического раствора для обработки рук. В рамках расследования приглашались специалисты из научных учреждений г. Москвы. С учетом выявленных нарушений в их совокупности деятельность кабинета КТ представляет угрозу для жизни и здоровью граждан, в связи с чем было принято решение о временном запрете его деятельности.

Выслушав пояснения защитников Деревцовой Л.В. и Кожевникова М.Б., опросив Хасанбаеву Э.В., Псарь М.С., исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу факт совершения административного правонарушения ГБУЗ «ККОД» при вышеизложенных обстоятельствах и его вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

    Пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 данного Федерального закона.

    В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

    В соответствии с положениями СанПиН 3.3686-21:

    у лиц с иммунодефицитом (больные онкологическими заболеваниями, пациенты на гемодиализе, пациенты, находящиеся на лечении иммунодепрессантами и другие), а также в раннем периоде ОГC (до 12 недель после заражения) anti-HCV могут отсутствовать. В данных группах пациентов диагностика ГC проводится с помощью одновременного выявления anti-HCV и РНК ВГC (пункт 717);

    подтверждение диагноза должно проводиться в сроки, не превышающие 14 календарных дней, для обеспечения своевременного проведения профилактических, противоэпидемических и лечебных мероприятий (пункт 722);

    гигиеническое воспитание граждан предусматривает информирование населения об основных симптомах ГB и ГC, мерах специфической и неспецифической профилактики, методах диагностики, важности своевременной вакцинопрофилактики, обследования, необходимости диспансерного наблюдения и лечения больных (пункт 783);

    к причинам, способствующим росту заболеваемости ИСМП, относятся нарушения в организации работы (медицинской организации (далее – МО), санитарно-техническом состоянии, материальном обеспечении и соблюдении противоэпидемического режима (пункт 3406);

    недостаточное материально-техническое оснащение:

    недостаток медицинских изделий, в том числе одноразовых (катетеры, санационные системы, дыхательные трубки и другие);

    нехватка оборудования, перевязочного материала, лекарств;

    перебои в поставке белья, моющих и дезинфицирующих средств (пункт 3409);

    в целях предупреждения возникновения и распространения ИСМП и других инфекционных заболеваний в МО должны проводиться предусмотренные санитарными правилами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по осуществлению производственного контроля, принятию изоляционных мер в отношении больных (носителей) ИСМП и других инфекционных заболеваний, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), профилактических мер среди медицинского персонала (проведению предварительных и периодических медицинских осмотров и организации иммунопрофилактики). В МО должны быть разработаны стандарты операционных процедур (СОП), в которых с учетом условий и возможностей медицинских организаций, особенностей клинических отделений, предусматриваются основные требования (стандарт) проводимых манипуляций с позиций эпидемиологической безопасности и критериев оценки качества медицинской помощи. Персонал проходит обучение по данным СОП с последующей проверкой их соблюдения (пункт 3429);

    МО разрабатывает стандартную операционную процедуру (СОП) по обработке рук в зависимости от вида работ, применяемых конкретных гигиенических средств и кожных антисептиков, проводит обучение и тренинги медицинских работников, внедряет систему приверженности гигиене рук медицинских работников и пациентов путем удобного размещения дозаторов, обеспечения индивидуальными флаконами с кожными антисептиками и контролирует выполнение СОП (пункт 3476);

    микробиологический мониторинг позволяет определить этиологическую структуру ИСМП, обнаружить циркуляцию госпитальных штаммов, оценить качество дезинфекционных мероприятий, а также выявить предвестники эпидемиологического неблагополучия, своевременно и целенаправленно провести профилактические мероприятия. В каждой МО должен быть разработан и внедрен в работу протокол микробиологического мониторинга (в виде СОП) (пункт 3529);

    не допускается применение для очистки или очистки, совмещенной с дезинфекцией, дезинфицирующих средств, которые в рекомендованных режимах оказывают фиксирующее действие на органические загрязнения, в том числе содержащих в своем составе спирты и альдегиды (пункт 3690);

    растворы моющих средств для очистки эндоскопов на основе ферментов и (или) поверхностно-активных веществ применяются однократно. Растворы дезинфицирующих средств в режиме очистки, совмещенной с дезинфекцией, применяются до изменения внешнего вида, но не более одной рабочей смены (пункт 3691).

    В соответствии с положениями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3:

    хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (далее - организация), утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее - Схема) (пункт 164);

    сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой (пункт 165);

    в Схеме указываются:

    качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов в организации;

    потребность организации в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 1 раза в 72 часа, в операционных залах - после каждой операции;

    порядок сбора медицинских отходов в организации;

    порядок и места хранения медицинских отходов в организации, кратность их вывоза;

    применяемые организацией способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления медицинских отходов, а также способы дезинфекции оборудования, используемого для обращения с отходами;

    порядок действий работников организации при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании) медицинских отходов;

    порядок действий работников организации при плановой или аварийной приостановке работы оборудования, предназначенного для обеззараживания медицинских отходов;

    организация гигиенического обучения работников, осуществляющих работы с медицинскими отходами.

Как следует из материалов дела, в целях установления причин возникновения очага острого гепатита С, острого гепатита В в отношении ГБУЗ «ККОД», расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 15, на основании распоряжения врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю от 15 ноября 2024 года № 21, дополнения к указанному распоряжению от 17 декабря 2024 года № 21/1, поручения руководителя Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю от 15 ноября 2024 года № 860-В/ОЭН было санкционировано проведение эпидемиологического расследования должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, научно-исследовательских организаций Роспотребнадзора, а также с привлечением специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае». С указанным распоряжением и дополнением к нему Учреждение была ознакомлено: копия распоряжения получена 15 ноября 2024 года, копия дополнения - 18 декабря 2024 года (л.д. 7-10).

В деле представлена копия обращения гражданина от 16 декабря 2024 года № Б-1449/эп, поданного в электронной форме в адрес Роспотребнадзора, в котором содержалась информация о заражении гепатитом людей, обращающихся в ГБУЗ «ККОД» (л.д. 40-41).

Согласно сведениям, содержащимся в промежуточном акте о проведении эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний от 24 декабря 2024 года № 21, в связи с поступившим в Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю обращением от 16 декабря 2024 года № Б-1449/эп в ГБУЗ «ККОД» зарегистрирован очаг вирусного гепатита С, предположительно связанный с проведением компьютерной томографии с контрастированием с ориентировочным, число пострадавших 50 человек.

При анализе фактических данных отмечено, что среди пациентов ГБУЗ «ККОД» зарегистрированы случай заболевания, как острым гепатитом С, так и острым гепатитом В. В Учреждении развернуто 105 коек круглосуточного стационара и 60 - дневного стационара, поликлиника - до 130 посещений в день, количество работников - 328 человек. Процедуру КТ и МРТ с контрастированием ежедневно проходят 20-25 человек, в том числе до 3-х человек – за счет ДМС и личных средств, остальные - пациенты диспансера. По представленным данным, КТ с контрастированием проведено в 2023 году у 4261 человека, в 2024 году - у 5010 человек, всего – у 9 271 человека.

В 2024 году в анализируемом очаге выявлено 49 пациентов с маркерами вирусных гепатитов с датами заболевания с ноября 2023 года по декабрь 2024 года включительно. Из них на моментпроведения эпидемиологического расследования у 36 человек диагностирована острая форма вирусного гепатита (74 %), у 13 - хроническая (26 %).

Вероятный источник инфекции - пациенты, вероятный фактор передачи инфекции, обусловивший основную внутрибольничную эпидемическую цепочку распространения гемоконтактных вирусов - многодозные флаконы физраствора, используемого для оценки проходимости внутривенного катетера перед и после введения контрастного вещества при проведении КТ. В качестве альтернативных факторов внутрибольничной передачи гемоконтакных вирусов отмечена возможность передачи через руки персонала, контаминированное одноразовое инъекционное оборудование при его многократном применении.

Определены условия, способствующие формированию очага вирусных гепатитов В и С в ГБУЗ «ККОД», выразившиеся в нарушении обязательных требований санитарных правил, а именно:

- п. 3690 СанПиН 3.3686-21: (при проведении опроса медсестры, осуществляющей процедуры при эндоскопии) установлено, что для очистки, совмещенной с дезинфекцией, дезинфицирующих средств, применяются средства, которые в рекомендованных режимах оказывают фиксирующее действие на органические загрязнения, в том числе содержащих в своем составе альдегиды (глютаровый альдегид);

- п. 3691 СанПиН 3.3686-21: для очистки эндоскопов применяются моющие растворы не на основе ферментов и (или) поверхностно-активных веществ, а глютаровый альдегид;

- п. 717 СанПиН 3.3686-21: у лиц с иммунодефицитом (больные онкологическими заболеваниями), а также в раннем периоде ОГС (до 12 недель после заражения) диагностика ГС не проводилась с помощью одновременного

выявления anti-HCV и РНК ВГС, а проводилось только выявление anti-HCV;

- п.п. 3429, 3476, 3529 СанПиН 3.3686-21: в учреждении разработано 13 СОПов, в том числе по проведению МРТ, КТ. Вместе с тем, СОПы не соответствуют реальным процедурам рентгенологического отделения, а именно: отсутствуют (не разработаны) СОП по подготовке к работе с инжектором; СОП по спец, одежде и СИЗ; СОП по гигиене и антисептике рук; СОП по текущей обработке поверхностей после каждого пациента; спецификация СОП по должностям (врач, лаборант, медицинская сестра) отсутствует, соответственно не внедрен в работу протокол микробиологического мониторинга (в виде СОП), тем самым нарушены;

- п.п. 3406, 3409 СанПиН 3.3686-21: к причинам, способствующим росту заболеваемости ИСМП, относятся нарушения в материальном обеспечении, включающее недостаток медицинских изделий, в том числе одноразовых: при проведении КТ исследований отмечается недостаток полиспайк - GCap, используемый для введения контраста при проведении КТ (закуплено за период 2023-2024 г.г. 4 000 шт., при этом за указанный период КТ с контрастированием проведено 9 271 чел.), недостаточное количество антисептика для обработки рук персонала (в отделении работает 19 человек, в среднем 6-7 чел. в смену, с учетом равномерного использования антисептика в рабочем процессе количество антисептика в день на 1 человека составляет 23,1 мл или 7,7 обработки);

- п. 722 СанПиН 3.3686-21: подтверждение диагнозов ВГС и ВГВ проводилось в сроки, превышающие 14 календарных дней (постановка диагноза ОВГВ в представленных случаях проводилась с нарушением срока в 14 дней (у 1 пациента (НЮИ) ОВГ В был выявлен в феврале 2024 года, у 5 пациентов - в марте-апреле 2024 года), что не позволило обеспечить своевременность проведения профилактических, противоэпидемических и лечебных мероприятий;

- п. 783 СанПиН 3.3686-21: медицинской организацией не проводится санитарно-просветительная работа среди онкологических пациентов по профилактике гемоконтактных инфекций, в том числе по вакцинопрофилактике ВГ;

- п.п. 164, 165, 168 СанПиН 2.1.3684-21: в предоставленной схеме обращения с медицинскими отходами класса А, Б, В, Г не указано рентгенологическое отделение, следовательно по данному отделению:

а) схема обращения с медицинскими отходами не разработана в соответствии с требованиями Санитарных правил, не определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данном отделении;

б)    к работам по обращению с медицинскими отходами отделения допущено привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами;

в) в Схеме, в связи с отсутствием данных по рентгенологическому отделению, не указано:

- качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов;

- потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 1 раза в 72 часа, в операционных залах после каждой операции;

- порядок сбора медицинских отходов;

- порядок и места хранения медицинских отходов, кратность их вывоза;

- применяемые способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления медицинских отходов, а также способы дезинфекции оборудования, используемого для обращения с отходами;

- порядок действий работников при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании) медицинских отходов;

- порядок действий работников организации при плановой или аварийной приостановке работы оборудования, предназначенного для обеззараживания медицинских отходов (л.д. 11-14).

С промежуточным актом о проведении эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний главный врач Учреждения Зиганшина Н.В. ознакомлена, возражений по поводу зафиксированных в акте сведений не привела, копию акта получила (л.д. 14 об.).

Из представленного в материалах дела протокола о временном запрете деятельности от 24 декабря 2024 года следует, что 24 декабря 2024 года в 13 часов 00 минут в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей был применен временный запрет деятельности в кабинете компьютерной томографии ГБУЗ «ККОД», расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 15.

С протоколом о временном запрете деятельности главный врач Учреждения Зиганшина Н.В. ознакомлена, замечаний по содержанию протокола не указала (л.д. 6).

24 декабря 2024 года уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, непосредственно выявившим достаточные данные, указывающих на наличие события административного правонарушения, в отношении ГБУЗ «ККОД» составлен протокол № 240094 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором зафиксировано, что Учреждение, расположенное в г. Петропавловске-Камчатском, ул. Лукашевского, д. 15, допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно:

- при проведении опроса медсестры, осуществляющей процедуры при эндоскопии, установлено, что для очистки, совмещенной с дезинфекцией, дезинфицирующих средств, применяются средства, которые в рекомендованных режимах оказывают фиксирующее действие на органические загрязнения, в том числе содержащих в своем составе альдегиды (глютаровый альдегид);

- для очистки эндоскопов применяются моющие растворы не на основе ферментов и (или) поверхностно-активных веществ, а глютаровый альдегид;

- у лиц с иммунодефицитом (больные онкологическими заболеваниями), а также в раннем периоде ОГС (до 12 недель после заражения) диагностика ГС не проводилась с помощью одновременного выявления anti-HCV и РНК ВГС, а проводилось только выявление anti-HCV;

- в учреждении разработано 13 СОПов, в том числе по проведению МРТ, КТ. Вместе с тем, СОПы не соответствуют реальным процедурам рентгено-логического отделения, а именно: отсутствуют (не разработаны) СОП по подготовке к работе с инжектором; СОП по спец. одежде и СИЗ; СОП по гигиене и антисептике рук; СОП по текущей обработке поверхностей после каждого пациента; спецификация СОП по должностям (врач, лаборант, медицинская сестра) отсутствует, соответственно не внедрен в работу протокол микробиологического мониторинга (в виде СОП);

- к причинам, способствующим росту заболеваемости ИСМП, относятся нарушения в материальном обеспечении, включающее недостаток медицинских изделий, в том числе одноразовых: при проведении КТ исследований отмечается недостаток полиспайк- GCap, используемый для введения контраста при проведении КТ (закуплено за период 2023- 2024 г.г. 4 000 шт., при этом за указанный период КТ с контрастированием проведено 9271 чел.), недостаточное количество антисептика для обработки рук персонала (в отделении работает 19 человек, в среднем 6-7 человек в смену, с учетом равномерного использования антисептика в рабочем процессе количество антисептика в день на 1 человека составляет 23,1 мл или 7,7 обработки);

- подтверждение диагнозов ВГС и ВГВ проводилось в сроки, превышающие 14 календарных дней (постановка диагноза ОВГВ в представленных случаях проводилась с нарушением срока в 14 дней (у 1 пациента (НЮИ) ОВГ В был выявлен в феврале 2024 г., у 5 пациентов - в марте-апреле 2024 г.), что не позволило обеспечить своевременность проведения профилактических, противоэпидемических и лечебных мероприятий;

- медицинской организацией не проводится санитарно-просветительная работа среди онкологических пациентов по профилактике гемоконтактных инфекций, в том числе по вакцинопрофилактике ВГ;

- в предоставленной схеме обращения с медицинскими отходами класса А, Б, В, Г не указано рентгенологическое отделение, следовательно, по данному отделению:

а) схема обращения с медицинскими отходами не разработана в соответствии с требованиями Санитарных правил, не определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данном отделении;

б) к работам по обращению с медицинскими отходами отделения допущено привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами;

в) в Схеме, в связи с отсутствием данных по рентгенологическому отделению, не указано: качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 1 раза в 72 часа, в операционных залах после каждой операции; порядок сбора медицинских отходов; порядок и места хранения медицинских отходов, кратность их вывоза; применяемые способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления медицинских отходов, а также способы дезинфекции оборудования, используемого для обращения с отходами; порядок действий работников при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании) медицинских отходов; порядок действий работников организации при плановой или аварийной приостановке работы оборудования, предназначенного для обеззараживания медицинских отходов,

чем нарушены требования ст. 11, п.п. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, п.п. 717, 722, 783, 3406, 3409, 3429, 3476, 3529, 3690, 3691 СанПиН 3.3686-21, п.п. 164, 165, 168 СанПиН 2.1.3684-21.

Законный представитель ГБУЗ «ККОД» Зиганшина Н.В. с протоколом ознакомлена, замечаний по его содержанию и зафиксированным в нем сведениям не указала, в письменных объяснениях к указанному процессуальному документу выразила несогласие с представленными в нем доводами (л.д. 3-5).

В силу положений ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

На основании оценки представленных и исследованных при рассмотрении дела доказательств следует вывод об отсутствии достаточной совокупности доказательств вменных Учреждению протоколом об административном правонарушении нарушений, выразившихся в следующем:

- к причинам, способствующим росту заболеваемости инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи (далее – ИСМП), относятся нарушения в материальном обеспечении, включающее недостаток медицинских изделий, в том числе одноразовых: при проведении КТ исследований отмечен недостаток полиспайк-GCap, используемый для введения контраста при проведении КТ (закуплено за период 2023-2024 г.г. 4 000 шт., при этом за указанный период КТ с контрастированием проведено 9 271 чел.), недостаточное количество антисептика для обработки рук персонала (в отделении работает 19 человек, в среднем 6-7 человек в смену, с учетом равномерного использования антисептика в рабочем процессе количество антисептика в день на 1 человека составляет 23,1 мл или 7,7 обработки);

- в предоставленной схеме обращения с медицинскими отходами классов А, Б, В, Г не указано рентгенологическое отделение, следовательно, по данному отделению:

а) схема обращения с медицинскими отходами не разработана в соответствии с требованиями санитарных правил, не определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данном отделении;

б) к работам по обращению с медицинскими отходами отделения допущено привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами;

в) в схеме в связи с отсутствием данных по рентгенологическому отделению не указано: качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 1 раза в 72 часа, в операционных залах после каждой операции; порядок сбора медицинских отходов; порядок и места хранения медицинских отходов, кратность их вывоза; применяемые способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления медицинских отходов, а также способы дезинфекции оборудования, используемого для обращения с отходами; порядок действий работников при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании) медицинских отходов; порядок действий работников организации при плановой или аварийной приостановке работы оборудования, предназначенного для обеззараживания медицинских отходов.

По недостаточности медицинских изделий - полиспайк-GCap однозначный вывод из представленных материалов дела и пояснений опрошенных при рассмотрении дела лиц сделать не представляется возможным, поскольку не представлено достоверных сведений о невозможности использования одного такого изделия при проведении исследований в отношении нескольких пациентов. В рамках эпидемиологического расследования по данным вопросам не опрашивались специалисты, какие-либо инструкции либо иных руководящие документы, устанавливающие такой запрет, также не представлены, в связи с чем имеются неустранимые сомнения в обоснованности вменения данного нарушения.

В представленном промежуточном акте о проведении эпидемиологического расследования от 24 декабря 2024 года № 21 содержатся противоречивые сведений в части достаточности антисептика для рук для нужд рентгенологического отделения Учреждения, поскольку указано о том, что количество закупленных перчаток, антисептических салфеток, антисептика и жидкого мыла закрывает расчетные потребности данного отделения, однако после приведен вывод о недостаточности антисептика для обработки рук (л.д. 13 об.). Данное противоречие на основании исследованных доказательств устранить не представляется возможным, в том числе и по тем основаниям, что из заключения не следует, на чем основан произведенный в нем расчет использования антисептика, не содержится данных о невозможности учета при расчете в потребностях антисептических средств помимо жидкого антисептика также антисептических салфеток, мыла, которые имелись в наличии.

При рассмотрении дела защитником Деревцовой Л.В. была представлена утвержденная 9 января 2024 года схема обращения с отходами, в которой содержатся сведения о подразделениях Учреждения, в том числе указано рентгенологическое отделение (л.д. 90-96), в связи с чем не нашло своего объективного подтверждения содержащееся в промежуточном акте о проведении эпидемиологического расследования от 24 декабря 2024 года № 21 и протоколе об административном правонарушении нарушение, связанное в отсутствием в предоставленной схеме обращения с медицинскими отходами данных о рентгенологическом отделении.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена      административная       ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, ГБУЗ «ККОД» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, основным видом деятельности которого является «Деятельность больничных организаций» (л.д. 15-28).

Являясь самостоятельным юридическим лицом, Учреждение может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность в качестве юридического лица в соответствии с действующим законодательством.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль над деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.

Из представленных материалов дела не следует, что юридическое лицо предпринимало достаточные меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения при вышеизложенных обстоятельствах.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению Учреждением санитарно-эпидемиологического законодательства, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, юридическое лицо имело правовую и реальную возможность выполнить обязанности по его соблюдению, но не предприняло к этому соответствующих всех зависящих от него мер.

Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении дела, считаю доказанной вину ГБУЗ «ККОД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при изложенных в установочной части настоящего постановления обстоятельствах, - как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

Указанная квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела.

    Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

    В соответствии с ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ГБУЗ «ККОД» согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю частичное признание Учреждением в лице защитника Деревцовой Л.В. вины в содеянном.

    Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ГБУЗ «ККОД» согласно ст. 4.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При решении вопроса о виде и размере административного наказания в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание, что по характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной, считаю необходимым назначить ГБУЗ «ККОД» административное наказание именно в виде административного приостановления деятельности в кабинете компьютерной томографии, расположенном по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 15.

В связи с тем, что допущенные юридическим лицом нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, что подтверждается исследованными доказательствами, с учетом их характера, следует, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При определении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности учитывается значимость оборудования кабинета компьютерной томографии для повседневной деятельности медицинской организации, специализирующейся на оказании медицинских услуг больным с онкологическими заболеваниями, а также, что на настоящий момент эпидемиологическое расследование не завершено, а согласно объяснениям Хасанбаева Э.В. и Псарь М.С. для проведения исследований методами генотипорования и филогенетического анализа в целях точного определения источника заражения был организован отбор проб для лабораторного исследования в референс-центре по мониторингу за вирусными гепатитами ФБУН Центральный НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, результаты которых будут готовы после 15-16 января 2025 года, а также, что Учреждению выдано предписания для устранения выявленных нарушений со сроком исполнения – до 15 января 2025 года.

В силу ч. 5 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление судьи, назначившего административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

    Признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатский краевой онкологический диспансер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности в кабинете компьютерной томографии, расположенном по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 15, сроком на 30 (тридцать) суток.

    Административное наказание в виде административного приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.

    Срок административного приостановления деятельности исчислять с 13 часов 00 минут 24 декабря 2024 года.

    Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения либо получения его копии.

Судья                                         подпись                                          Т.Н. Лошаков

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».