Дело № 2а-109/2025

Номер дела: 2а-109/2025

УИН: 45RS0011-01-2025-000177-41

Дата начала: 24.03.2025

Суд: Макушинский районный суд Курганской области

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Прокурор Макушинского района Курганской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация Макушинского муниципального округа Курганской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 24.03.2025
Передача материалов судье 24.03.2025
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 24.03.2025
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 24.03.2025
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 24.03.2025
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 04.04.2025
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 04.04.2025
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 04.04.2025
Дело оформлено 06.05.2025
 

Акты

Административное дело № 2а-109/2025           УИД 45RS0011-01-2025-000177-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Макушино Курганская область                               4 апреля 2025 года

             Макушинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Новоселова И.А.,

при секретаре Дубовой Е.С.

с участием ст. прокурора Дьяченко Т. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Макушинского района в интересах и неопределенного круга лиц к Администрации Макушинского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, обязании оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным вблизи населенного пункта г. Макушино Макушинского муниципального округа Курганской области в срок до 31.12.2025 г.,

                                                                 установил:

Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Макушинского муниципального округа.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, а также законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности Администрации Макушинского муниципального округа Курганской области, в ходе которой было установлено, что в населенном пункте г. Макушино Макушинского муниципального округа Курганской области имеется земельный участок, на котором размещено общественное кладбище (места захоронения). Администрацией не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, а именно, не принимается мер к проведению в отношении данного земельного участка землеустроительных и кадастровых работ (не проведено межевание, земельный участок не поставлен на кадастровый учет). Непринятие указанных мер влечет нарушение прав на получение установленных законом гарантий погребения умерших и создают угрозу надлежащей сохранности вышеуказанного объекта.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика МУ «Администрация Макушинского муниципального округа» по доверенности Петрова М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В письменном отзыве с исковыми требованиями согласна.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области на судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен. В письменном отзыве возражений по заявленным требованиям не имеет.

Суд с учетом требований ст. 150 КАС РФ полагает их явку не обязательной.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурору также предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 11 ЗК Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной

В соответствие со ст.4 Федерального Закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Закон № 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стен скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ст. 15 Закона № 8-ФЗ места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные. При этом в силу ч. 1 ст. 18 Закона № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В силу ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1).

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4).

Согласно ст.18 Закона № 8-ФЗ, общественные кладбища предназначены для погребения умерших, с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст.16 настоящего Федерального закона.

Из смысла ст.ст.16-17 Закона № 8-ФЗ следует, что кладбище должно располагаться на земельном участке, предназначенном для его размещения. Размер данного участка не должен превышать сорока гектаров и учитывать количество жителей, проживающих на конкретной территории. Места захоронения должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к их содержанию.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В подп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ закреплен принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Согласно п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственных назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Пунктом 1 ст. 25 ЗК РФ определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV этого Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.1). Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса (ч.2)

В соответствии с п.2 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14, п.17 ч. 1 ст. 15, п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных образований, в том числе городского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа, относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст.25 Закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее Федеральный закон №78).

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона №78 землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.

На основании ст. 17 Федерального закона №78 порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) установлено, что кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 Закона N 221-ФЗ (кадастровый инженер).

В соответствии с ч. 1 ст.35 Закона № 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 Закона № 221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из смысла ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи.

Деятельность в местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона №218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные

сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Место положение границ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Статьей 8.1 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

Как следует из представленных суду доказательств, на территории Макушинского муниципального округа Курганской области, вблизи населенного пункта г. Макушино, имеется действующее общественное кладбище, в отношении которого административным ответчиком до настоящего времени не принято мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права в муниципальную собственность в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 19.03.2025 г. Администрация Макушинского муниципального округа зарегистрирована в качестве юридического лица 28.12.2020 г. (л.д. 10-12).

Как следует из ст. 4 Устава Макушинского муниципального округа Курганской области в состав территории Макушинского муниципального округа входит, в том числе г. Макушино (л.д. 13-17).

На л.д. 9 представлен ответ Главы Макушинского муниципального округа на имя прокурора Макушинского района от 18.03.2025 г., из которого следует, что земельный участок, занятые общественным кладбищем, расположенном на территории г. Макушино, не оформлено в муниципальную собственность.

Не приведение границ земельного участка территории кладбища в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, его регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию права территориального отдела по владению и пользованию территорией кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что осуществлять полномочия по содержанию кладбищ надлежащим образом не представляется возможным без определения границ той территории, на которой размещено кладбище путем межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка. Уклоняясь от межевания, постановки на кадастровый учет, оформления прав на земельный участок и предоставляя места захоронения при отсутствии права распоряжаться данными землями, ответчик нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. Кроме

того, непринятие указанных мер влечет нарушение прав на получение установленных законом гарантий погребения умерших и создают угрозу для надлежащей сохранности указанного объекта.

Предложенный административным истцом срок для оформления административным ответчиком в муниципальную собственность в отношении земельного участка, а также его постановки на кадастровый учет, судом признается разумным.

Таким образом, административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Госпошлина в местный бюджет взысканию с ответчика не подлежит в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

          На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Макушинского района Курганской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Макушинского муниципального округа, выразившегося в непринятии должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным вблизи населенного пункта г. Макушино Макушинского муниципального округа Курганской области.

Обязать Администрацию Макушинского муниципального округа Курганской области ОГРН 1204500004642 оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным вблизи населенного пункта г. Макушино Макушинского муниципального округа Курганской области, в срок до 31.12.2025 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Макушинский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:                                                                И.А. Новоселов

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».