Дело № 2а-3049/2025 16 апреля 2025 года
УИД 29RS0023-01-2025-002612-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при ведении протокола секретарем Черненко О. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона в защиту неопределённого круга лиц о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
заместитель военного прокурора Северодвинского гарнизона ..... обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц о признании информации, содержащей запрещённую информацию - сведения, раскрывающие потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной военной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные, размещённой в сети «Интернет» на сайтах с сетевыми адресами:
https://anhor.uz/world/donetsk-region-armored-vehicles/,
https://topwar.ru/210644-v-seti-projavilos-video-udara-artillerii-vsu-po-kolonne-rossijskoj-bronetehniki-pod-ugledarom.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что в ходе проведённого военной прокуратурой мониторинга сети «Интернет» установлено, что указанные страницы сайта содержат запрещённую информацию. Доступ на страницы сайтов свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на страницы указанных сайтов распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Помимо этого, указанные Интернет-ресурсы занимаются сбором сведений, раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной военной операции. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей вышеназванные сведения, является распространением запрещённой информации. Поскольку распространение данной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, они подлежат запрещению к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам сайтов, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в порядке, определённом законодательством Российской Федерации - закрытию.
Размещённая информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределённый круг лиц. Распространение информации влечёт уголовную ответственность, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает авторитет государственной власти.
В судебном заседании помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона Баранов А. И. требования поддержал. Указал, что принятые меры по установлению собственников сайтов результатов не дали. В настоящее время информация на страницах сайтов находится в свободном доступе.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, в представленном суду отзыве указано на отсутствие спорных страниц сайта в Едином реестре, а также их нахождение в свободном доступе, для просмотра неограниченного круга лиц.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав помощника военного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 1 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещённой к распространению, заместитель военного прокурора обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.
Исходя из закреплённого частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).
К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в пункте 1 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 2.2 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что военной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой на страницах сайта в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, размещённая на странице сети «Интернет» по указанным в административном иске адресам, содержит запрещённую информацию - сведения, раскрывающие потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной военной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные.
Доступ к сайту открыт для неопределённого круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена. Аутентификации данная страница сайта информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не требует.
Как установлено судом, информация, размещённая на вышеуказанных сайтах, запрещённой ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.
В соответствии с частью 4 статьи 29 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 10, статье 11 и пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, они состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан.
Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер (статья 4 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Федеральный закон № 390-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон № 5485-1).
В силу абзаца 2 статьи 2 Закона № 5485-1 государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, контрразведывательной, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Статья 3 Закона № 5485-1 предусматривает, что законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает данный закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 5 Закона № 5485-1 государственную тайну составляют сведения в военной области о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
В соответствии со статьями 7.1 (пункт «м»), 78 (часть 4), 80 (часть 2), 82, 87 (часть Г) и 90 (часть 3) Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обязан принимать меры по охране безопасности государства и обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, в том числе в такой сфере, как оборона и государственная безопасность.
Статья 8 Федерального закона № 390-ФЗ и статья 4 (пункт 2) Закона № 5485-1 предусматривают, что глава государства решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты информации и государственной тайны, иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой, в том числе утверждает перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Конкретизируя категорию сведений, содержащихся в Законе № 5485-1, в пункте 10 Перечня, сведений, отнесённых к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 (далее - Перечень), установлено, что к государственной тайне относятся сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время и период проведения специальных операций.
В соответствии со статьёй 26 Закона № 5485-1 должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско- правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статьёй 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учёбе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц.
Статья 283.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом.
Также уголовной ответственности подлежат действия по передаче, собиранию, похищению или хранению в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собиранию по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж (статья 276 УК РФ).
Часть 7 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ
«О персональных данных» конфиденциальность персональных данных означает, что любое лицо получившее доступ к персональным данным, не должно допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. При этом в силу требований закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ установлена ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
В Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, без его согласия (статья 137 УК РФ).
В силу части 6 статьи 10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
При мониторинге страницы по указанному выше сетевому адресу установлено, что на ней содержится информация о потерях Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной военной операции, имена, анкетные данные погибших, то есть персональные данные граждан Российской Федерации, в связи с чем она противоречит вышеуказанным нормам права и подлежит запрещению.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанные страницы сайтов содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в данном случае будет являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещённая на вышеуказанных сайтах, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайтов установить не представилось возможным.
В соответствии с положениями статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Согласно части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещённой подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона в защиту неопределённого круга лиц о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию о сведениях, раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной военной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные, размещённую в сети «Интернет» на страницах сайтов с сетевыми адресами: https://anhor.uz/world/donetsk-region-armored-vehicles/,
https://topwar.ru/210644-v-seti-projavilos-video-udara-artillerii-vsu-po-kolonne-rossijskoj-bronetehniki-pod-ugledarom.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указанных доменных имён (указателей страниц) сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Северодвинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Д. В. Попова
Мотивированное решение изготовлено 16.04.2025