Дело № 33а-2512/2025

Номер дела: 33а-2512/2025

УИН: 11RS0002-01-2024-005151-10

Дата начала: 29.04.2025

Суд: Верховный Суд Республики Коми

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Керимов Вугар Абульфаз оглы
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ОМВД России «Воркутинский»
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Отдел по вопросам миграции ОМВД РФ по г. Воркуте
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Министр внутренних дел по Республике Коми-Сицский А.М.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Министерство внутренних дел Республики Коми
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ВРИО начальника УВМ МВД по Республике Коми-Литвинов А.М.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Инспектор по особым поручениям отдела по вопросам гражданства УВМ МВД по Республике Коми-Рочев Л.И
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ВРИО начальника ОВГ УВМ МВД по Республике Коми-Соловьева Е.А
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 12.05.2025
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 16.05.2025
Передано в экспедицию 16.05.2025
 

Акты

Судья Попов В.В.

УИД № 11RS0002-01-2024-005151-10

Дело № 33а-2512/2025

(в суде первой инстанции № 2а-577/2025)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Пристром И.Г.,

судей Колесниковой Д.А., Мишариной И.С.,

при секретаре судебного заседания Сметаниной Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2025 года в городе Сыктывкаре, Республики Коми апелляционную жалобу Керимова В.А.о. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 января 2025 года по административному делу по административному исковому заявлению Керимова В.А.о. к ОВМ ОМВД России «Воркутинский», ОМВД России «Воркутинский», Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Коми, МВД по Республике Коми, инспектору по особым поручениям отдела по вопросам гражданства УВМ МВД по Республике Коми Рочеву Л.И., врио начальника ОВГ УВМ МВД по Республике Коми Соловьевой Е.А., врио начальника УВМ МВД по Республике Коми Литвинову А.М., министру внутренних дел по Республике Коми Сицскому А.М. о признании решения МВД по Республике Коми от 23 августа 2024 года о прекращении гражданства Российской Федерации незаконным и подлежащим отмене.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Пристром И.Г., объяснения представителя административного ответчика МВД по Республике Коми Капиносова Э.О., УВМ МВД по Республике Коми Рочева Л.И., судебная коллегия по административным делам

установила:

Керимов В.А.о. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОВМ ОМВД России по городу Воркуте, МВД по Республике Коми о признании решения МВД по Республике Коми от 23 августа 2024 года о прекращении его гражданства Российской Федерации незаконным и подлежащим отмене, в обоснование которого указал, что основанием принятия решения о прекращении его гражданства Российской Федерации был принят вступивший в законную силу приговор Воркутинского городского суда от 06 декабря 2011 года, которым он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... УК РФ, с назначением наказания в виде 11 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, оставленный без изменения кассационным определением Верховного Суда Республики Коми от 02.03.2012. Постановлением Президиума Верховного суда Республики Коми от 04.04.2018 приговор Воркутинского городского суда от 06.12.2011 и кассационное определение Верховного Суда Республики Коми от 02.03.2012 изменены, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет 6 месяцев. Постановлением Сыктывкарского городского суда от 13.02.2020 неотбытая часть наказания ему заменена более мягким видом наказания в виде ограничения свободы сроком на 2 года 6 месяцев 16 дней, отбытым им 11.09.2022 со снятием с учета в УИИ. Считает принятое в отношении него решение незаконным и необоснованным, существенным вмешательством государства в его личную и семейную жизнь, поскольку наказание по приговору суда отбыл, добросовестно исполнял возложенные судом обязанности, после осуждения повторных нарушений не допускал, к административной ответственности не привлекался, ведет законопослушный образ жизни, положительно характеризуется, проживает в браке с супругой и дочерью, имеет в Российской Федерации устойчивые социально-семейные связи, зарегистрирован в качестве самозанятого гражданина, налоги уплачивает в установленном порядке.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ОМВД России по городу Воркуте, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми, инспектор по особым поручениям отдела по вопросам гражданства УВМ МВД по Республике Коми Рочев Л.И., врио начальника ОВГ УВМ МВД по Республике Коми Соловьева Е.А., врио начальника УВМ МВД по Республике Коми Литвинов А.М., министр внутренних дел по Республике Коми Сицский А.М.

ОМВД России по городу Воркуте сообщило об изменении с 01.01.2025 наименования учреждения на ОМВД России «Воркутинский», в связи с чем, судом учитывается правильное наименование административных ответчиков ОВМ ОМВД России «Воркутинский», ОМВД России «Воркутинский».

По итогам рассмотрения административного дела судом первой инстанции принято решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Керимова В.А.о. к ОВМ ОМВД России «Воркутинский», ОМВД России «Воркутинский», Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Коми, МВД по Республике Коми, инспектору по особым поручениям отдела по вопросам гражданства УВМ МВД по Республике Коми Рочеву Л.И., врио начальника ОВГ УВМ МВД по Республике Коми Соловьевой Е.А., врио начальника УВМ МВД по Республике Коми Литвинову А.М., министру внутренних дел по Республике Коми Сицскому А.М. о признании решения МВД по Республике Коми от 23 августа 2024 года о прекращении гражданства Российской Федерации незаконным и подлежащим отмене, отказано.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, административный истец Керимов В.А.о. обратился в Верховный Суд Республики Коми с апелляционной жалобой (с учётом дополнений), в которой просит об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении его требований в полном объеме.

Административными ответчиками МВД по Республике Коми и ОМВД России «Воркутинский» направлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просят оспариваемое решение оставить без изменения, доводы жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, находя принятое судом решение законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела, обеспечении участия посредством видео-конференц-связи не заявляли, в связи с чем, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы административного дела, проверив решение суда, доводы апелляционной жалобы, принесенных на неё письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Федеральный законодатель, предоставляя гражданам в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, указывает, что признание незаконными данных решений, действий (бездействия) возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, созданием препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконным возложением на них каких-либо обязанностей (статья 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права административного истца.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела указанной совокупности условий не усматривается.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации).

Гражданство Российской Федерации приобретается, в том числе, в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 138-ФЗ), действующего на момент принятия в отношении административного истца оспариваемого решения о прекращении гражданства, гражданство Российской Федерации прекращается в случае в совершении преступления (приготовление к преступлению или покушение на преступление).

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона № 138-ФЗ гражданство Российской Федерации прекращается по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, если гражданин Российской Федерации приобрел гражданство Российской Федерации в результате признания гражданином Российской Федерации на основании федерального конституционного закона, международного договора Российской Федерации или приема в гражданство Российской Федерации и совершил одно из преступлений (осуществил приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных частями третьей - пятой статьи 131, частями четвертой - шестой статьи 134, частями четвертой и пятой статьи 135, частями второй и третьей статьи 186, статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3, 205.4, 205.5, 206, 207.3, 208, 209, 210, 210.1, частью четвертой статьи 211, частью первой статьи 212, статьей 212.1, частями четвертой - шестой статьи 222, частями второй - шестой статьи 222.1, частями четвертой - шестой статьи 222.2, частями второй и третьей статьи 223.1, частями третьей и четвертой статьи 226, частью третьей статьи 226.1, частями второй и третьей статьи 228, частями третьей - пятой статьи 228.1, частями второй - четвертой статьи 229, частями второй - четвертой статьи 229.1 частями второй - четвертой статьи 230, частями первой и второй статьи 239, статьями 243.4, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 280.1, 280.2, 280.3, 281, 281.1, 281.2, 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 283, 284.1, 284.2, 295, 317, 328, 329, 330.1, 338, 339, 354, 354.1 и 361 Уголовного Кодекса Российской Федерации либо сопряженных с осуществлением террористической или экстремистской деятельности и предусмотренных статьями 318 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.При этом, согласно части 2 статьи 24 названного Федерального закона гражданство Российской Федерации прекращается по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, независимо от времени совершения соответствующего преступления, даты вынесения приговора суда об осуждении лица за совершение соответствующего преступления и даты принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, подпунктом «г» пункта 90 которого предусмотрено, что принятие решений о прекращении гражданства Российской Федерации по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона № 138-ФЗ, относится к компетенции территориальных органов МВД России.

Из установленных судом первой инстанции обстоятельств дела следует, что Керимов В.А.о. в период с 28 апреля 2000 года по 02 ноября 2002 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Коми, г. Воркута, <Адрес обезличен>; с 12 ноября 2002 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Коми, г. Воркута, <Адрес обезличен>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03 июля 2002 года, на основании договора купли-продажи от 08 июня 2001 года Керимову В.А.о. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Республика Коми, г. Воркута, <Адрес обезличен>.

Из уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета следует, что Керимов В.А.о. зарегистрирован с 08 мая 2002 года в системе индивидуального (персонифицированного) учета с присвоением на его имя страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

14 августа 2007 года Керимов В.А.о. обратился в Министерство внутренних дел Республики Коми с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», как лицо, состоящее в гражданстве СССР, прибывшее в Российскую Федерацию из государства, входившего в состав СССР, и зарегистрированного по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 01 июля 2002 года.

Решением Управления ФМС России по Республике Коми от 14 февраля 2008 года Керимов В.А.о. приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

На основании принятого миграционным органом решения, 01 апреля 2008 года Керимов В.А.о. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации.

Приговором Воркутинского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2011 года Керимов В.А.о. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... УК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 69 УК РФ ему назначено наказание в виде 11 лет 9 месяцев лишения свободы без штрафа, ограничения свободы и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 марта 2012 года приговор Воркутинского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2011 года в отношении Керимова В.А.о. оставлен без изменения.

Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Коми от 04 апреля 2018 года приговор Воркутинского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 марта 2012 года в отношении Керимова В.А.о. изменены, признано в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 61 УК РФ смягчающим наказание Керимова В.А.о. обстоятельством наличие у него малолетнего ребенка; смягчено назначенное осужденному наказание по ... УК РФ до 5 лет 10 месяцев лишения свободы; по ... УК РФ до 5 лет 10 месяцев лишения свободы; по ... УК РФ до 8 лет 10 месяцев лишения свободы. На основании части 3 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено Керимову В.А.о. наказание сроком 11 лет 6 месяцев лишения свободы.

Постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2020 года Керимову В.А.о. неотбытая часть наказания в виде 2 лет 6 месяцев 16 дней лишения свободы заменена на ограничение свободы на срок 2 года 6 месяцев 16 дней с установлением соответствующих ограничений.

23 августа 2024 года министром внутренних дел по Республике Коми Сицским А.М. утверждено решение МВД по Республике Коми о прекращении гражданства Российской Федерации Керимова В.А.о. в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона № 138-ФЗ.

Актом изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации на основании решения о прекращении гражданства Российской Федерации МВД по Республике Коми от 23 августа 2024 года, произведено изъятие 17 декабря 2024 года паспорта гражданина Российской Федерации серии <Номер обезличен>, выданного МВД по Республике Коми, и оформленного на имя Керимова В.А.о.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениями Федерального закона № 138-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», «Положением о порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации»), суд исходил из того, что оспариваемое решение о прекращении в отношении Керимова В.А.о. гражданства Российской Федерации вынесено МВД по Республике Коми в рамках и в пределах компетенции и полномочий его должностных лиц, с соблюдением установленной законом процедуры, в установленном законом порядке и при наличии к тому предусмотренных законом оснований, которым является совершение административным истцом умышленного особо тяжкого преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, предусмотренного ... УК РФ, в связи с чем, не усмотрел оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается и признает, что правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований по делу, не установлено, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верным выводам, правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, его позиция не противоречит нормам законов, регулирующих спорные правоотношения, обеспечивает баланс частных и публичных интересов.

Вопреки мнению апеллянта, семейное положение административного истца и наличие у него устойчивых связей на территории Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве безусловного основания, препятствующего принятию оспариваемого решения, учитывая, что Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации», не предусматривает обязанности уполномоченного органа по выяснению семейных и социальных связей, а также продолжительности проживания в Российской Федерации лица, в отношении которого гражданство прекращается по подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона № 138-ФЗ.

Оспариваемое административным истцом решение уполномоченного органа не препятствует ему поддерживать социальные и семейные связи на территории Российской Федерации.

Реализация административным ответчиком своих полномочий при разрешении вопроса о прекращении гражданства в отношении Керимова В.А.о. соответствовала охраняемым законом целям и была обусловлена нарушением им присяги гражданина Российской Федерации, налагающей на него обязательство по соблюдению Конституции и законодательства Российской Федерации.

В целом, доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны доводам, ранее приведённым в административном исковом заявлении, являлись предметом судебного рассмотрения, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для иной оценки установленных обстоятельств, подтвержденных представленными в дело доказательствами, судебная коллегия не усматривает.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в судебном решении, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 января 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Керимова В.А.о. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 мая 2025 года.

Председательствующий –

Судьи –

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».