Дело № 2а-858/2025

Номер дела: 2а-858/2025

УИН: 21RS0016-01-2025-001479-59

Дата начала: 16.05.2025

Суд: Чебоксарский районный суд Чувашии

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Поляков Леонид Викторович
ПРОКУРОР Старший помощник прокурора Николаева Е.П.
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 16.05.2025
Передача материалов судье 16.05.2025
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 16.05.2025
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 16.05.2025
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 16.05.2025
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 28.05.2025
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 28.05.2025
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 30.05.2025
 

Акты

    УИД: 21RS0016-01-2025-001479-59

    Дело № 2а-858/2025

    Р Е Ш Е Н И Е

    именем Российской Федерации

    (мотивированное)

    28 мая 2025 года                                                                          п. Кугеси

        Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:

        председательствующего судьи Лукиной А.Н.,

        при секретаре судебного заседания Ивановой М.А.,

    с участием старшего помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаевой Е.П.,

    административного ответчика Полякова Л.В., участвующего посредством видеоконфкеренц-связи,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ ИК УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии к ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора,

            у с т а н о в и л:

Федеральное казенное учреждение Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (также по тексту - ФКУ ИК- УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Полякову Л.В., в котором просит установить в отношении последнего административный надзор на срок 8 (восемь) лет с административными ограничениями в виде: обязательной явки поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Заявленное требование мотивировано тем, что Поляков Л.В. отбывает наказание по приговору суда за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем в соответствии со ст.3 Федерльного закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный ответчик относится к лицам, в отношении которых должен быть установлен административный надзор.

Представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании административный ответчик Поляков Л.В иск признал частично, просил уменьшить количество явок в орган внутренних дел, а также указал, что после освобождения намерен проживать по адресу: <адрес>.

Учитывая, что представитель административного истца извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении без их участия, руководствуясь ч. 4 ст. 272 КАС РФ, суд рассмотрел дело без их участия.

Изучив представленные материалы, а также материалы личного дела осужденного, выслушав административного ответчика, заключение старшего помощника прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.

Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п.«л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317,357357, 360 и 361 УК РФ;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).

Из материалов дела следует, что решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Полякова Л.В. был установлен административный надзор на срок 3 (три) года и установлены административным ограничением в виде обязательной явки 1 (один) раз в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

        В период нахождения под административным надзором Поляков Л.В. был осужден приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 1 (один) год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Из вышеуказанного приговора суда следует, что в действиях административного ответчика имеется опасный рецидив преступлений, что признано судом отягчающим наказание обстоятельством.

        Срок отбывания наказания Поляковым Л.В. истекает ДД.ММ.ГГГГ.

        В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ осуждение поднадзорного лица Полякова Л.В. к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания послужило основанием для прекращения административного надзора, установленного в отношении последнего решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

        Исключений относительно совершения в период административного надзора преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ не содержит.

Исходя из вышеизложенного, в силу положений ч.2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, по данному делу имеются два основания для установления за административным ответчиком административного надзора, поскольку Поляков Л.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, и в его действиях вышеназванным приговором суда установлен опасный рецидив преступлений.

Согласно п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (пункт 3) и ч.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством РФ, для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное п. «г» ч.3 ст. 158 УК РФ относится к категории тяжких, судимость по которой погашается в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ по истечении восьми лет после отбытия наказания, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.

        Руководствуясь целями и задачами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, принимая во внимание обстоятельства, характер и тяжесть совершенного Поляковым Л.В. преступления, имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведения, как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, в том числе психологическую характеристику, суд считает, что административный надзор в отношении осужденного следует установить на срок 8 (восемь) лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору, в связи с совершением которого назначается административный надзор.

Оснований для сокращения срока административного надзора суд не усматривает, поскольку Поляков Л.В. относится к категории лиц, названных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, в отношении которых административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Решая вопрос об установлении Полякову Л.В. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1, п.п.1.2 ч.2 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Установление административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в силу требований п.1 ч.2 ст.4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является обязательным.

При этом частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Из представленных материалов, личного дела осуждённого усматривается, что осужденный Поляков Л.В. отбывает срок уголовного наказания в ФКУ ИК- УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии с ДД.ММ.ГГГГ. Трудоустроен на производственной зоне ЦТАО. К труду относится не добросовестно, норму выработки не выполняет. За период отбывания срока наказания в местах лишения имеет взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, которые не погашены по сроку давности и не сняты в качестве поощрения. На профилактическом учете не состоит. Мероприятия воспитательного характера посещает, но из проводимых с ним профилактических бесед не всегда делает для себя должные и правильные выводы. Дружеские отношения поддерживает с осужденными, характеризующимися как с положительной, так и с отрицательной направленности. Старается, чтобы конфликтных ситуаций не возникало. Придерживается общепринятых норм и правил. В общении с представителями администрации старается вести вежливо и тактично. Санитарно-гигиенические требования соблюдает не всегда, имеет замечания за курение в не отведенных для этого местах. Связь с родственниками поддерживает. Имеет исполнительный лист. Вину в совершенном преступлении признает, в содеянном раскаивается.

Согласно психологической характеристике обычно по натуре энтузиаст. Сильное влияние оказывает первое впечатление от воспринятого. Обладает большой эмоциональной подвижностью, поэтому часто разочаровывается в первоначальном впечатлении. Предпочитает «вначале сделать, и только потом подумать». Убеждения не носят глубокого и устойчивого характера. Может легко поменять свою точку зрения. Характерны общительность, легкость установления контактов, повышенная словоохотливость. Противодействие окружающих может вызвать вспышки раздражительности.

Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных Поляковым Л.В. преступления, данных о его личности и поведения в период отбывания наказания в местах лишения свободы, в силу требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить в отношении Полякова Л.В. административное ограничение в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации.

        Суд, учитывая цели и задачи административного надзора, полагает, что для осуществления контроля за Поляковым Л.В. с целью предупреждения совершения им правонарушений и преступлений, а также с целью оказания индивидуального профилактического воздействия на административного ответчика, вышеприведенное административное ограничение будут способствовать осуществлению такого контроля.

        Об установлении иных административных ограничений, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ, заявитель суд не просил, и оснований для их установления при рассмотрении настоящего дела в суде не установлено, равно как и иных административных ограничений, которые являются обязательными.

При этом, суд считает необходимым отметить, что установленные в отношении Поляковым Л.В. ограничения являются временным ограничением его прав и свобод как лица, освобождаемого из мест лишения свободы, а Законом об административном надзоре предусмотрен механизм исполнения ограничений, связанных с запрещением пребывания вне жилого помещения и запрещением выезда за установленные судом территории, при решении вопросов трудоустройства, в связи с реализацией поднадзорным лицом прав, представленных ему пунктами 1,3 статьи 10 Указанного Закона.

        Так, в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

        В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд заявлением, в том числе о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок 8 (восемь) лет, предусмотренный законодательством для погашения судимости по приговору Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В период административного надзора установить Полякову Л.В. административное ограничение в виде:

- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации;

Разъяснить Полякову Л.В., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.

Предупредить Полякова Л.В., что в случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2025 года.

Председательствующий: судья                                        А.Н. Лукина

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».