УИД 60RS0001-01-2025-004867-94 Дело № 5-449 /2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола по делу об административном правонарушении
06 июня 2025 года 180007, г. Псков, ул. Петровская, д.24
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении Тимофеева В.М.,
УСТАНОВИЛ:
06.06.2025 в Псковский городской суд поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении гражданина Тимофеева В.М., вынесенное 06.06.2025 заместителем прокурора города Пскова Михаревичем С.В.
Указанное постановление и приложенные к нему материалы подлежат возврату в орган, его составивший, в виду следующего.
В силу п.п. 3 и 5 ст.29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Согласно п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос, по которому в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья, помимо прочего, должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.1, 3 и 4 ст.28.6 настоящего Кодекса. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч.2 ст.28.2 КоАП РФ. В частности, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что 29.05.2025 в прокуратуру города Пскова поступили материалы проверки в отношении Тимофеева В.М., по факту совершения указанным гражданином действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», и не содержащие признаков уголовного наказуемого деяния. Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении Тимофеевым В.М. административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ.
При этом в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении объективная сторона вмененного Тимофееву В.М. административного правонарушения не раскрыта, а лишь имеется указание на то, что Тимофеев В.М. в период с **.**.2024 по **.**2025, находясь по адресу: <адрес> с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «Telegram» со своего аккаунта (<данные изъяты>) в telegrarn-чате <данные изъяты> разместил в открытом доступе, то есть публично, комментарии, содержащие высказывания, в которых содержатся признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группам лиц:
- комментарий, размещенный **.**.2024 в 15:22 в канале «<данные изъяты>» в мессенджере «Telegram» от имени пользователя с псевдонимом в диалоге с пользователем с псевдонимом «<данные изъяты>» - выявлены признаки возбуждения вражды, ненависти (разжигания розни) в отношении группы, выделяемой по признаку политической позиции (по принадлежности к группе государственной власти, сторонников СВО).
- комментарий, размещенный **.**.2024 в 15:22 в канале «<данные изъяты>» в мессенджере «Telegram» от имени пользователя с псевдонимом в диалоге с пользователем с псевдонимом «<данные изъяты>» - выявлены признаки унижения человеческого достоинства в отношении группы, выделяемой по признаку политической позиции (по принадлежности к группе государственной власти, сторонников СВО).
Однако в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не приведено содержание комментариев от **.**2024, то есть невозможно достоверно установить совершение Тимофеевым В.М. действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
Вместе с тем, заключением эксперта №337/1-25 от 16.05.2025, приложенным к материалам дела об административном правонарушении, установлено, что указанные комментарии содержит признаки возбуждения вражды, ненависти (разжигания розни) в отношении группы, выделяемой по признаку политической позиции (по принадлежности к группе государственной власти, сторонников СВО).
При этом само по себе заключение эксперта, являющееся одним из доказательств по делу об административном правонарушении, и не может подменять собой протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), то есть процессуальный документ, в котором фиксируется противоправное поведение лица и формулируется предъявленное ему обвинение.
Таким образом, заместителем прокурора города Пскова Михаревичем С.В. должным образом не описано событие вменяемого Тимофееву В.М. правонарушения, то есть его объективная сторона.
Отсутствие указанных сведений не позволяет дать верную юридическую квалификацию действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и привлечь на основании данного постановления виновного к административной ответственности.
Кроме того, санкцией ст.20.3.1 КоАП РФ предусмотрено также административное наказание в виде обязательных работ или административного ареста.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, п. 23.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем в числе прочего административный арест или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
В определении от 25.10.2018 № 2562-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, устанавливая обязательное присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем перечисленные в данной норме виды наказания, в том числе административный арест и обязательные работы, создает для указанного лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за какие предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 года N 1125-О и от 29 сентября 2015 года N 1902-О).
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен ст. 29.7 КоАП РФ.
Как следует из предоставленных материалов, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложенными к нему документами в отношении гражданина Тимофеева В.М. поступило Псковский городской суд 06.06.2025.
Однако гражданин Тимофеев В.М. в суд для рассмотрения представленных материалов не доставлен, в то время как с учетом санкции вмененной ст. 20.3.1 КоАП РФ, административное правонарушение должно рассматриваться с обязательный участием привлекаемого к административной ответственности лица.
С учетом сокращенного срока рассмотрения дела, времени поступления материалов в канцелярию суда – 06.06.2025 в 16:10, то есть за полчаса до окончания рабочего времени, осуществить вызов Тимофеева В.М. в суд для участия в рассмотрении дела не представляется возможным.
Таким образом, в отсутствие сведений о надлежащем извещении Тимофеева В.М. о месте и времени рассмотрении дела в суде, а также учитывая, что он не доставлен в суд, дело не может быть рассмотрено.
Перечисленные выше недостатки являются существенными и значимыми, которые не могут быть устранены при рассмотрении дела. В своей совокупности они препятствуют рассмотрению дела, так как суд не наделен полномочиями по проведению административного расследования и обязанностями по устранению недоработок правоохранительных органов, суд в силу своего процессуального нейтралитета не может выйти за пределы вменения, определенные в протоколе об административном правонарушении, в существующем виде не позволяющем привлечь на основании него к ответственности виновное лицо.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В связи с изложенным, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное в отношении гражданина Тимофеева В.М. и иные материалы дела подлежат возвращению в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для устранения его недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.06.2025, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении гражданина Тимофеева В.М., с прилагаемыми к нему материалами, возвратить в Прокуратуру города Пскова для устранения недостатков, препятствующих его рассмотрению.
Судья М.В. Новикова