Дело № 5-1-35/2025
УИД 64RS0010-2025-002222-80
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
09 сентября 2025 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе судьи Гладышевой С.Н., с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Ягуповой Н.П., защитника Барабонина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Ягуповой Н. П., <данные изъяты>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 17 часов 19 минут Ягупова Н.П., находясь по адресу: г.Вольск, пл.10-летия Октября, проводила публичное мероприятие в виде пикетирования без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного массового мероприятия. Тем самым Ягупова Е.П. совершила правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.2 Кодекса об административных правонарушениях.
В судебном заседании Ягупова Е.П. вину не признала, с протоколом не согласилась. В обоснование своих возражений указала, что она является активистом Национального освободительного движения (НОД) и координатором по г.Энгельсу. 30.08.2025 года по предварительной договоренности с К. они поехали в г.Вольск, вместе с ними поехал Н., который пришел к ней утром для совместного проведения информирования граждан о деятельности НОД, а также Е., которая утром позвонила Ягуповой Е.П. и поинтересовалась о том, где будет проходить сегодняшняя агитация. Кроме того, вместе с ней в г.Вольск поехал также Н., который как обычно проводил агитацию около магазина «Магнит» недалеко от дома, которого они забрали, остановившись у данного магазина, чтобы купить воду. Впятером они поехали в г.Вольск, где по приезду Ягупова Е.П., имея с собой несколько газет, и встретив бойцов СВО, она стала проводить информирование о деятельности НОД. Уведомление в администрацию г.Вольска она не подавала, поскольку не планировала проводила публичное мероприятие, а только информировала жителей г.Вольска о деятельности НОД. При этом как координатор она составляет отчеты о деятельности организации, собирая у активистов фото о проведенной агитационной работе.
Защитник Барабонин Д.С. в судебном заседании производство по делу просил прекратить ввиду отсутствия состава правонарушениях, указав, что протокол не содержит отметки о том, в чем выражались незаконные действия и какие публичные мероприятия проводились Ягуповой Н.П., время, указанное в протоколе, не является длящимся, не представлены сведения о том, что Ягупова Н.П. являлась организатором мероприятия.
Изучив материалы дела, допросив свидетелей, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи.
Положения указанной нормы имеют бланкетный характер и применяются с учетом законодательных актов, регулирующих правила организации и проведения публичных мероприятий, нарушение которых и образует объективную сторону соответствующего административного правонарушения.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В силу пунктов 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия в публичном мероприятии.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ в числе прочего установлено, что при проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В соответствии с абзацем 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28) проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) или в сочетании.
Пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 определено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 указанного Кодекса, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях) (абзац 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28).
Вина Ягуповой Н.П. в совершении административного правонарушения объективно подтверждается следующими доказательствами.
Письменными объяснениями Ягуповой Н.П. от 30.08.2025 года, из которых следует, что она как активист состоит в Национальном освободительном движении (НОД), имеет удостоверение координатора местного отделения НОД. С активистами движения она регулярно проводила информирование сбор подписей граждан. 30.08.2025 года она, созвонившись с коллегами из г.Энгельса и г.Саратова, и поехали в г.Вольск, при этом уведомление в администрацию г.Вольска о проведении публичного мероприятия они не подавали. Целью приезда в г.Вольск было получить больше подписей за незаконный развал СССР в 1991 году. Кроме того у них были флаги с изображением президента В.В.Путина, на них были одеты накидки с надписями «За победу в СВО РФ, сбор подписей в поддержку В.В.Путина для победы в СВО, План победы: Суверенитет России, отмена независимости Украины, Ядерное нацеливание на США». Сначала они находились на ул.Революционной, где были установлены флаги, а через некоторое время они пошли на площадь 10-летия Октября, где находились все 6 человек. При этом они подходили к гражданам информировали о целях и задачах НОД и просили граждан подписать петицию под требованиями, при этом разрешение в администрации г.Вольска они не получали.
Ягупова Н.П. указала, что лицом, отобравшим у него объяснение, не корректно указаны её пояснения, в том числе указание «за окончание СВО» означает «за окончание СВО победой». Однако не отрицала, что данные объяснения были ею подписаны.
Как следует из показаний свидетеля Б., составившего протокол об административном правонарушении, 30.08.2025 года им был составлен протокол в отношении Ягуповой Н.П. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку она 30.08.2025 года примерно в 17 часов 19 минут, находясь по адресу: г.Вольск, ул. 10-летия Октября, провела несанкционированное публичное мероприятие в виде пикетирования без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного массового мероприятия. При этом публичное мероприятие было проведено Ягуповой Н.П. в форме пикетирования, выражалось в раздаче журналов, проведении агитации граждан по лозунгам НОД и отобрание подписей в поддержку установленного обществом НОД плана. В протоколе об административном правонарушении свидетелем указано активное участие, которое выразилось в проведении публичного мероприятия проводимого в форме пикетирования без уведомления органа местного самоуправления.
Свидетель Н. в судебном заседании пояснил, что 30.08.2025 года он, являясь участником НОД, находясь в г.Энгельсе Саратовской области, пришел к Ягуповой Н.П. с целью следовать к месту раздачи газет и сбора подписей в поддержку Путина В.В. в победе в СВО в г.Энгельсе. Однако было предложено поехать на принадлежащей К. машине в г.Балаково, на что он согласился. К ним присоединились также Н., Е., и вместе с Ягуповой Н.П. и К. все выехали в г.Балаково. Однако по дороге, было решено поехать в г.Вольск. По месту прибытия Н., оформив на себя регламент проведения одиночного пикетирования, достал флаги, плакат, надел накидку и начал проводить агитацию граждан г.Вольска.
Свидетель К. – начальник управления информационной политики и общественных отношений Администрации Вольского муниципального района Саратовской области в судебном заседании пояснила, что 30.08.2025 года от жителей г.Вольска поступила информация о том, что на ул.Революционная активисты собирают от прохожих подписи. По вызову свидетель приехала, но на ул.Революционной никого не оказалось, после чего она приехала на пл. 10-летия Октября и увидела на площади не менее 3 женщин и 2 мужчин, которые раздавали газеты, проводили с гражданами информационную беседу, отбирали подписи. Свидетель подошла к двум женщинам, спросила о том, подавали ли они уведомление на проведение публичного мероприятия, на что получила отказ, кроме того данные граждане утверждали, что они занимаются сбором информации и разрешение на это им не требуется. После чего свидетель сделал заявление в полицию. При этом свидетелю известно, что по состоянию на 30.08.2025 года уведомление о проведении публичного мероприятия не поступало.
Протоколом об административном правонарушении от 30.08.2025 года, согласно которому 30.08.2025 года примерно в 17 часов 19 минут Ягупова Н.П., находясь по адресу: г.Вольск, пл.10-летия Октября, принимала активное участие в публичном мероприятии, не согласованным с администрацией Вольского района Саратовской области в установленном законом порядке в нарушение требований ст. 6 ФЗ №54-ФЗ.
Рапортом ст.оперуполномоченного ОУР МО МВД России «Вольский» С. от 30.08.20205 года, согласно которому по сообщению КУСП от 30.08.2025 года им был осуществлен выезд по адресу: г.Вольск, ул. 10-тилетия Октября. В ходе выезда установлено, что группа лиц – К., Н., Е., Ягупова Н.П., П. и Н., находясь на пересечении ул.Революционной и ул.Льва Толстого г.Вольска выставили флаги с изображением георгиевской ленты и значком «НОД» и текстом «За победу в СВО РФ, сбор подписей в поддержку В.В.Путина для победы в СВО, План победы: Суверенитет России, отмена независимости Украины, Ядерное нацеливание на США». Данные лица настойчиво собирали анкетные данные у прохожих г.Вольска, агитируя их подписать петицию. При этом не уведомили Администрацию ВМР и не получили разрешение на пикетирование. Кроме того данные лица проводили аналогичные мероприятия на площади 10-летия Октября г.Вольска, напротив здания администрации ВМР.
Фототаблицей от 30.08.2025 года, с изображением участников группы с одетыми накидками «За победу в СВО РФ, сбор подписей в поддержку В.В.Путина для победы в СВО, План победы: Суверенитет России, отмена независимости Украины, Ядерное нацеливание на США», с журналами, листовка, с расставленными флагами и плакатами.
Как следует из имеющейся в общем доступе информации с сайта общественной организации «НОД» координатором НОД по г.Энгельсу является Ягупова Н. П..
Иными письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства в их совокупности, суд находит их допустимыми, достоверными и достаточными для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Действия Ягуповой Н.П. суд квалифицирует по ч.2 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях как проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Доводы защитника о признании протокола об административном правонарушении ненадлежащим доказательством, поскольку протокол не содержит отметки о том, в чем выражались незаконные действия и какие публичные мероприятия проводились Ягуповой Н.П., время, указанное в протоколе, не является длящимся, подлежат отклонению.
Так в ходе рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам, в том числе свидетельскими показаниями, судьей было достоверно установлено, время и место совершения правонарушения, в 17 часов 19 минут на площади 10-летия Октября, указанные в протоколе об административном правонарушении и установленные лицом, составившим протокол. Также была установлена форма публичного мероприятия – пикетирование.
Доводы защитника об отсутствии состава административного правонарушения подлежат отклонению, как необоснованные на основании следующего.
В пункте 31 постановления от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
В данном случае проведение Ягуповой Н.П. 30.08.2025 года примерно в 17 часов 19 минут публичного мероприятия в отсутствие соответствующего уведомления установлено исходя из исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимной связи.
При этом судья полагает, что в данном случае проведение пикетирования было объединено единым замыслом и общей организацией, в связи с чем, представляет собой публичное мероприятие, предусматривающее необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти, что подтверждено материалами дела.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, является лицо, которое организовало либо провело публичное мероприятие (митинг).
Из материалов дела и показаний свидетелей было установлено, что Ягупова Н.П. является координатором общественного движения, при проведении 30.08.2025 года она осуществляла общее руководство публичным мероприятием, оповещала и обеспечивала проезд участников публичного мероприятия. Таким образом, судья полагает, что Ягупова Н.П. является лицом, проводившим публичное мероприятие.
При назначении наказания Ягуповой Н.П. суд учитывает характер совершенного ею административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено. К смягчающим вину обстоятельствам судья относит возраст, состояние здоровья Ягуповой Н.П.
В связи с этим, учитывая все обстоятельства дела и личность Ягуповой Н.П., суд считает необходимым назначить ей наказание в виде штрафа.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Ягупову Н. П., <данные изъяты>, виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Штраф подлежит оплате в течении 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу, по прилагаемым реквизитам.
УФК по Саратовской области (ОМВД России по Вольскому району Саратовской области), КПП 644101001, ИНН 6441004000, ОКТМО 63611000, р/с 03100643000000016000 в ОТДЕЛЕНИЕ САРАТОВ БАНКА РОССИИ//УФК по Саратовской области, БИК 016311121, кор.счет 40102810845370000052, УИН 18880264256420067932, КБК 18811601201019000140.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
Судья С.Н.Гладышева