Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2-444/2015

Дата опубликования: 24 марта 2015 г.

Рузский районный суд Московской области

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2015 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при секретаре Ивановой Е.А., с участием прокурора Прасолова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлевой О. В. к Министерству Социальной защиты населения Московской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение

У С Т А Н О В И Л:

Истец в иске, с учетом дополнений (л.д. 125-127) просит суд восстановить ее на работе в ... управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области в любой должности управления, взыскать с Министерства социальной защиты населения Московской области в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе из расчета ... руб. за каждый день, в счет компенсации морального вреда ... рублей, компенсацию за санаторно-курортное лечение пропорционально отработанному времени.

Требования мотивированы тем, что истец (дата) была принята на работу в управление социальной защиты населения при Администрации ... муниципального района на должность специалиста .... С тех пор название организации, ее адрес изменились. На момент увольнения истец замещала должность ведущего специалиста отдела по делам семьи и детей ... управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области. За время работы в должности государственного гражданского служащего Управления взысканий от руководства за нарушение трудовой дисциплины за весь период не имела, неоднократно награждалась грамотами. Приказом № от (дата) истец была уволена с занимаемой должности на основании п. 3ч.1 ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на основании личного заявления. Истец считает увольнение незаконным по следующим основаниям, в связи с передачей определенного объеме работы Управлением в Фонд социального страхования уменьшилась нагрузка у специалиста Мартынцовой Е.Е. (принята на работу в (дата)., последней в Управление). Объем работы, выполняемый истцом сохранен в пределах Управления в полном объеме, принята на работу далеко не последней, наличие высшего образования и накопленный опыт, (дата) было проведено общее собрание коллектива, где путем общего голосования из 8 ведущих специалистов была сокращена должность истца. В (дата). появился новый протокол, где уже рассматриваются не 8 ведущих специалистов, а 4 из отдела по делам семьи и детей. На иждивении истца находятся 3 иждивенцев: .... Для членов семьи истца ее зарплата является единственным источником средств к существованию. Если бы предпочтение при оставлении на работе было отдано истцу, то это не было бы дискриминацией в отношении других сотрудников, так как это предпочтение обусловлено особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, к которым относятся и члены семьи истца. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред здоровью, который выразился в следующем: получен значительный стресс, депрессия, бессонница, что вызвало гипертонический криз. С (дата). пришлось уйти на больничный лист, а с (дата). по (дата). пришлось продолжить лечение на дневном стационаре ... районной больницы, за время болезни сотрудники управления неоднократно нарушали процесс выздоровления, требовали приехать и получить уведомление о сокращении, настаивали приехать к ней домой и дома вручить уведомление.

Истец на иске настаивала с учетом пояснений (л.д.21-24), дополнений (л.д.125-127), просила удовлетворить в полном объеме, пояснила, что увольнение произведено помимо ее воли, представитель нанимателя оказывал на нее давление и она вынуждена была исходя из трудной жизненной ситуации написать заявление об увольнении по инициативе гражданского служащего ..., пункт 3 части 1 статьи 33 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Представители ответчика с иском не согласны, считают иск незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просят в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, проверив и изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В силу ст. 33 ч.1 п.3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

В силу статьи 36 Закона гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

По делу установлено, что (дата) Журавлева О.В. была принята ведущим специалистом отдела реализации государственных гарантий и социальных выплат льготным категориям граждан ... управления социальной защиты населения Комитета социальной защиты населения Московской области в порядке перевода из Управления социальной защиты администрации ... района(приказ № ).

На основании постановления Правительства Московской области от 16.03.2005г. №170\11 «О формировании Министерства социальной защиты населения Московской области» Комитет социальной защиты населения Московской области преобразован в Министерство социальной защиты населения Московской области.

... управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области. Представитель нанимателя- министр социальной защиты населения Московской области.

(дата) Журавлева была переведена на должность главного специалиста отдела по организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и оказанию реабилитационных услуг населению ... управления социальной защиты населения (приказ №).

(дата) Журавлева переведена на должность главного специалиста отдела социальных выплат ... управления социальной защиты населения (приказ Министра №).

(дата) Журавлева переведена на должность ведущего специалиста по делам семьи и детей ... управления социальной защиты населения (приказ Министра №).

(дата) Журавлевой О. В. написано заявление о расторжении с (дата). служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Московской области по собственной инициативе, в связи с выходом на государственную пенсию.

(дата) с Журавлевой О. В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Московской области по собственной инициативе, в связи с выходом на государственную пенсию, пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Московской области» на основании личного заявления от (дата) (приказ Министра №).

(дата) Журавлевой О.В. выдана трудовая книжка, произведен окончательный расчет. Данные факты подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела.

Истец обратился с вышеуказанным иском в суд.

В ходе судебного разбирательства приказ Министра от № о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы МО и увольнении с государственной гражданской службы Московской области истцом не оспаривался.

Обязанность доказать то обстоятельство, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении, лежит на работнике.

Проверяя доводы истца об отсутствии ее добровольного волеизъявления на увольнение, суд установил следующее: заявление от (дата)г. года написано истцом собственноручно, что не оспаривалось Журавлевой О.В., увольнение произведено в срок, указанный в статье 36 Закона с учетом просьбы, содержащейся в заявлении истца о расторжении служебного контракта; до издания приказа об увольнении истец своего заявления не отзывал; истец достиг предельного возраста пребывания на гражданской службе; решения о продлении истцу срока пребывания на гражданской службе ответчиком не принималось.

При таких данных, руководствуясь положениями части 1 статьи 56, статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств в подтверждение своих доводов об отсутствии волеизъявления на увольнение по собственной инициативе и получении представителем нанимателя такого заявления от (дата) противоправным путем (давление и угрозы). Суд учитывает, что в ходе судебного разбирательства истец поясняла, что решение о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Московской области» ею было принято самостоятельно, исходя из сложившейся жизненной ситуации. Учитывая установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы права, суд не усматривает правовых оснований для восстановления истца на работе в ... управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области.

Довод истца о том, что при проведении процедуры сокращения штатов в Управление ответчиком были нарушены ее права, был проверен судом и не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Установлено, что на основании распоряжения Министерства социальной защиты населения Московской области от (дата). № проводились организационно-штатные мероприятия в Министерстве с сокращением должностей государственной гражданской службы Московской области и штата работников Министерства. Указанным распоряжением, в т.ч.: -утверждено штатное расписание Министерства, (введенное в действие с 01.01.2015г., согласно постановлению Правительства Московской области от 14.10.2014г. №859/41 «О внесении изменения в постановление Правительства Московской области от 08.06.2012г. №783/19 «Об установлении штатной численности и о внесении изменений в Положение о Министерстве социальной защиты населения Московской области»).

-руководителям территориальных структурных подразделений Министерства приказано предоставить в установленном порядке в том числе должностные регламенты государственных гражданских служащих, в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

Процедура сокращения должности в ... Управлении социальной защиты населения проводилась в соответствии с нормами законодательства.

При принятии решения о сокращении численности штата государственных гражданских служащих, и возможном расторжении с ними служебных контрактов (основание: постановление Правительства Московской области от 14.10.2014г. №859/41 «О внесении изменения в постановление Правительства Московской области от 08.06.2012г. №783/19 «Об установлении штатной численности и о внесении изменений в Положение о Министерстве социальной защиты населения Московской области»») Министерством издано распоряжение от 16.10.2014г. № 18 РВ-77 «Об утверждении штатного расписания Министерства социальной защиты населения Московской области», согласно которому, в ... управлении Минсоцзащиты МО с 01.01.2015г. сокращается 1 должность государственной гражданской службы Московской области в отделе по делам семьи и детей из числа ведущих специалистов указанного отдела. (до (дата) штатная численность составляла 24 единицы, из которых 20- это должности государственной гражданской службы Московской области, с (дата) штатная численность - 23 единицы, из которых 19-должности государственной гражданской службы Московской области.)

(дата) в Управлении проведено общее собрание коллектива, в присутствии председателя первичной профсоюзной организации Управления, на котором сотрудников ознакомили с перечнем мероприятий по оптимизации численности государственных гражданских служащих, распоряжением Министерства от (дата). №, председателю первичной профсоюзной организации направлено письмо-уведомление о проводимых организационно-штатных мероприятиях (письмо Управления от (дата). №.).

28.10.2014г.Управление уведомило ГУ МО ... Центр занятости населения о проводимых организационно-штатных мероприятиях. 3 сотрудника отдела по делам семьи и детей из числа ведущих специалистов уведомлены о предстоящем сокращении лично под роспись, в соответствии с действующим законодательством не менее, чем за два месяца до расторжения служебного контракта (ознакомлены с уведомлениями (дата)., (дата).). Один сотрудник указанного отдела – Журавлева О.В., во время проведения организационно-штатных мероприятий: сначала находилась в ежегодном основном отпуске – с (дата). по (дата). (на 26к\д) (приказ от (дата). №), затем на больничном с (дата). по (дата). (листок нетрудоспособности №, листок нетрудоспособности ...). Истец вышла на работу (дата)., в этот же день ей было предложено ознакомиться лично под роспись с уведомлением (от (дата). № ...), но она отказалась от ознакомления. Уведомление ей было зачитано, о чем свидетельствует составленный акт №. об отказе ознакомиться с уведомлением. С учетом соблюдения двухмесячного срока уведомления сотрудника о предстоящем сокращении дата увольнения по сокращению приходится на (дата).

(дата) в Управлении была создана комиссия по рассмотрению вопроса о преимущественном праве на замещение должности государственной гражданской службы при сокращении (приказ от (дата). №). Заседание комиссии проводилось (дата). (протокол от (дата). № ). (дата). Управление уведомило о проводимых организационно-штатных мероприятиях первичную профсоюзную организацию (письмо-уведомление от (дата). №

Истец с (дата) не является членом профсоюза по собственному желанию на основании личного заявления.

Истцу были предложены вакантные должности государственной гражданской службы в государственных органах на выбор (уведомление Министерства от (дата). № с приложением карточек вакансий) с просьбой в течение двух рабочих дней со дня ознакомления предоставить в Управление по работе с кадрами и вопросам государственной гражданской службы заявление с просьбой направить заполненную анкету в выбранные государственные органы для изучения возможности трудоустройства либо представить отказ от предложенных должностей, истец ознакомлена (дата).. По состоянию на ... час. (дата) истец указанные документы не представила, о чем составлен акт от (дата). № Управлением также предложены имеющиеся вакансии в структуре органов социальной защиты расположенных на территории (адрес) (письмо от (дата). №), истец ознакомлена (дата)

(дата). состоялась беседа с истцом в присутствии заместителя начальника управления- зав. отделом организационно-информационной работы и обеспечения деятельности управления, консультанта того же отдела, по вопросу определения оснований увольнения., истец пообещала дать ответ (дата)., до (дата) истец в кадровую службу не обратилась. (дата) от истца поступило личное заявление в свободной форме о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Ответчиком ей было направлено письмо об отказе в рассмотрении заявления по указанным в письме основаниям, с приложением соответствующей формы заявления (письмо Управления от.(дата). №), с письмом истец ознакомлена под роспись (дата). Заявление истцом предоставлено не было.

(дата) истцу вручено письмо о том, что согласно уведомлению- (дата) она будет уволена по сокращению, с разъяснениями какие гарантии в соответствии с действующим законодательством будут предоставлены., указана возможность, до указанного срока о принятии решения об увольнении по иным основаниям (выходом на государственную пенсию, либо выходом в отпуск по уходу за ребенком) с указанием соответствующих гарантий (письмо Управления от (дата). №.).

(дата) истцу направлено разъяснительно-уведомительное письмо Управления о возможных вариантах увольнения, в ином случае- увольнение будет проведено (дата) по сокращению штата.

(дата) истцом написано заявление о расторжении с (дата). служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Московской области по собственной инициативе, в связи с выходом на государственную пенсию. Данные факты подтверждаются доказательствами, представленными ответчиком в материалы дела, не доверять которым у суда не имеется оснований.

Факт законности проведения организационно-штатных мероприятий в ... управлении социальной защиты населения Московской области подтверждается результатами проверки на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Московской области о проведении внеплановой документарной проверки от (дата). по факту поступившего в адрес инспекции обращения Журавлевой О.В. о нарушении ее прав в части, касающейся сокращения штата. По результатам проверки составлен акт от (дата)., согласно которому нарушений трудового законодательства не выявлено.

Суд, оценив доказательства по делу в совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, считает, что нарушений трудового законодательства со стороны ответчика не установлено, процедура увольнения истца была проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, с предоставлением Журавлевой О.В. гарантий, в связи с выходом на государственную пенсию.

В ходе судебного разбирательства проверялся судом и не нашел своего подтверждения довод истца о личной заинтересованности начальника ... управления социальной защиты населения в её увольнении.

Суд, проанализировав представленные доказательства, считает, что истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено достаточных и бесспорных доказательств в обоснование заявленных требований.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не был установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, то у суда отсутствуют правовые основания для компенсации морального вреда истцу в порядке ст.237 ТК РФ и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

Требования истца о взыскании с ответчика компенсации за санаторно-курортное лечение пропорционально отработанному времени, суд считает подлежащими отклонению, по следующим основаниям.

Выплата ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых государственным гражданским служащим Московской области производится на основании постановления Губернатора Московской области от 17.02.2005 № 19-ПГ «Об утверждении Положения об определении средней стоимости путевки и проезда и ежегодной денежной выплате на лечение и отдых», размер указанной выплаты устанавливается распоряжением Губернатора Московской области. Согласно п. 2.1. раздела «Порядок денежной выплаты на лечение и отдых» Положения: Денежная выплата на лечение и отдых производится один раз в календарном году по месту службы (работы) по заявлению лица при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска или его части. Денежная выплата на лечение и отдых в первый и последний год службы (рабочий год) производится пропорционально отработанному времени в календарном году.»

Согласно графику отпусков на 2014 год, в 2014 году истцу был предоставлен отпуск в количестве 40 календарных дней в периоды: с (дата). по (дата). на 14 календарных дней (ежегодный основной оплачиваемый отпуск), с (дата). по (дата). на 26 календарных дней.

При предоставлении первой части ежегодного основного оплачиваемого отпуска на основании личных заявлений истца произведены в полном объеме соответствующие дополнительные выплаты к отпуску в 2014 году, в том числе выплата средней стоимости путевки и средней стоимости проезда на лечение и отдых. В 2015 году ежегодный оплачиваемый отпуск, при предоставлении которого производиться денежная выплата на лечение и отдых- истцу не предоставлялся.

При увольнении, в соответствии со ст. 127 ТК РФ Журавлевой О.В. была начислена компенсация за неиспользованный отпуск за период с (дата) по (дата). за 3 календарных дня в сумме ... рубля ... копеек, что подтверждается материалами дела. Достаточных и бесспорных доказательств обратного истцом в силу требований ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

С учетом вышеизложенного суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Журавлевой О. В. к Министерству Социальной защиты населения Московской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение–отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд в течение месяца.

Решение изготовлено в окончательной форме 23 марта 2015 года.

Судья Н.Ю.Ануфриева