Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 21-913/2015

Дата опубликования: 31 декабря 2015 г.

Саратовский областной суд

Судья: Сидоровнин А.А. № 21-913

РЕШЕНИЕ

28 декабря 2015 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области Жарковой Д.А. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 26 октября 2015 года, вынесенное по жалобе настоятеля местной религиозной организации - православный Приход храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Москвичева И.С. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области Жарковой Д.А. от 02 сентября 2015 года № 7-2604-15-ОБ/14/80/7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области Жарковой Д.А. от 02 сентября 2015 года № 7-2604-15-ОБ/14/80/7 настоятель Местной религиозной организации православный Приход храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (далее - Приход) Москвичев И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 руб.

Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 26 октября 2015 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области Жаркова Д.А. просит отменить решение судьи от 26 октября 2015 года. Автор жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что к возникшим между Приходом и ФИО1 правоотношениям не подлежат применению нормы трудового законодательства. Ссылается на издание Приходом приказом о принятии ФИО1. на работу, расторжении с ним трудового договора с внесением записей в трудовую книжку работника, полагает, что тем самым работодатель подтвердил наличие между Приходом и ФИО1. трудовых отношений.

Должностное лицо - государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области Жаркова Д.А. поддержала доводы жалобы, просила отменить решение суда и указала на то, что суд первой инстанции не дал оценку нарушениям ч. 4 ст. 189 ТК РФ, которая распространяется на наемных работников Прихода.

Защитник Местной религиозной организации - православный Приход храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) - Морозкина Е.М. возражала по доводам жалобы, полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В силу п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд принимает решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно постановлению государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 02 сентября 2015 года в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в период с 19 августа 2015 года по 31 августа 2015 года ГИТ в Саратовской области выявлен ряд нарушений.

Так, в нарушение ст. 189 ТК РФ в правилах внутреннего распорядка не указана ответственность сторон трудового договора. Указом Епархиального Архиерея Саратовской Епархии от 27 апреля 2015 года № 29 за постоянное нарушение церковной дисциплины и поведение, не соответствующее сану священнослужителя, согласно 56 правилу Святых Апостолов и 18 правилу I Вселенского Собора Буров С.К. запрещен в священнослужении и почислен за штат Саратовской Епархии. На основании приказа Прихода от 27 апреля 2015 года № 7 с ФИО1. прекращен трудовой договор от 04 апреля 2014 года № 3. Трудовой договор с ФИО1. не заключался. Основание увольнения ФИО1. не соответствует общим основаниям прекращения трудового договора, предусмотренным ст. 77 ТК РФ. В нарушение ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ в приказе от 27 апреля 2015 года № 7 и трудовой книжке основание увольнения ФИО1 и ссылка на соответствующую статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона не указаны.

Отменяя постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 02 сентября 2015 года и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что, исходя из положений Федерального закона от 26 сентября 2007 года № 125-ФЗ «О свободе совести с религиозных объединениях», на священнослужителей - диаконов не распространяются требования трудового законодательства, а потому состав вменяемого административного правонарушения отсутствует. Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ) от в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями.

Статьей 24 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Религиозные организации вправе устанавливать в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе в части религиозного образования.

Главой 54 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников религиозных организаций. В соответствии со ст. 342 ТК РФ работодателем является религиозная организация, зарегистрированная в порядке, установленном федеральным законом, и заключившая трудовой договор с работником в письменной форме. Работником является лицо, достигшее возраста 18 лет, заключившее трудовой договор с религиозной организацией, лично выполняющее определенную работу и подчиняющееся внутренним установлениям религиозной организации.

Согласно ст. 343 ТК РФ права и обязанности сторон трудового договора определяются в трудовом договоре с учетом особенностей, установленных внутренними правилами религиозной организации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и законодательству.

Вместе с тем дополнительные канонические требования к занятию церковных должностей особенно строги в отношении священнослужителей. Священнослужители, как правило, исходя из специфики церковных отношений, не рассматриваются в качестве наемных работников.

Так, действующие типовые уставы епархий, приходов, монастырей и подворий Русской Православной Церкви, принятые Священным Синодом Русской Православной Церкви не предусматривают случаи заключения трудовых договоров со священнослужителями.

Поэтому епархии, монастыри, приходы, подворья, а также другие канонические подразделения Русской Православной Церкви не заключают трудовые договоры со священнослужителями, в число которых входят митрополиты, епископы, игумены, настоятели храмов и подворий, штатные протоиереи, иереи, диаконы и т.д.

Ни Трудовой кодекс РФ, ни Устав Русской Православной Церкви не предусматривают заключение трудовых договоров со священнослужителями, в связи с чем, отсутствуют и трудовые отношения, поэтому отношения между религиозной организацией и священнослужителем не могут регулироваться нормами Трудового кодекса РФ.

Положение священнослужителей церкви определяется каноническими установлениями церковных организаций, поэтому служение священника в Церкви не может рассматриваться как вид трудовой деятельности, поскольку в установленный Трудовым кодексом РФ исчерпывающий перечень оснований возникновения трудовых отношений не входит предусмотренный внутренними установлениями РПЦ акт посвящения (поставления) в священнослужители. Обязанности священника при осуществлении пастырской деятельности, при совершении церковных таинств, богослужений - это не трудовые отношения с религиозной организацией.

При таком положении, учитывая, что священнослужитель ФИО1 не относится к категории наемных работников, между местной религиозной организацией православный Приход храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и священнослужителем ФИО1. отсутствовали трудовые отношения, религиозная организация не является работодателем ФИО1., поэтому она не может вносить какие-либо записи в трудовую книжку истца.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, само по себе оформление приказа о прекращении трудового договора и внесение записей о приеме на работу и увольнении в трудовую книжку ФИО1., не свидетельствует о наличии со священнослужителем трудовых правоотношений, поскольку не является основанием для изменения режима правового регулирования возникших правоотношений.

Кроме того, в силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Таким образом, КоАП РФ не предусматривает право суда, рассматривающего жалобу должностного лица, вынесшего постановление, при отсутствии существенных нарушений процессуальных требований, вынести решение, которым усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Кроме того, пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусматривает возможность изменения постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Указанные положения КоАП РФ свидетельствуют, что отмена судебного постановления по делу об административном правонарушении, которым производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ухудшит положение лица, в отношении которого вынесено постановление, что недопустимо.

Таким образом, статья 30.7 КоАП РФ не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, указанных в части 4 этой нормы, предусматривающей возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, судом первой инстанции при рассмотрении дела и вынесении решения не допущено. Рассматривая данное дело, районный суд отменил обжалуемое постановление должностного лица, проверив его в полном объеме, прекратив производство по делу по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в связи с чем довод должностного лица о нарушении настоятелем Местной религиозной организации ст. 189 ТК РФ, с учетом вышеизложенного, не влияет на законность и обоснованность решения судьи.

При таких обстоятельствах жалоба должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении в отношении настоятеля местной религиозной организации - православный Приход храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Москвичева И.С., удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 26 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области Жарковой Д.А. - без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова