Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 33-683/2016

Дата опубликования: 17 августа 2016 г.

Магаданский областной суд

Судья Кириллова Е.С. Дело № 2-2228/2016

№ 33-683/2016

10 августа 2016 г. город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Лобыкина С.Н.

судей Бельмас И.Ю., Бирючковой О.А.,

при секретаре Алексеенко Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску Вахнина В.Н. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Магаданской области» о возложении обязанности выдать денежные средства для приобретения проездных документов к месту нахождения санаторно-курортного учреждения и обратно, компенсации морального вреда

по апелляционным жалобам Вахнина В.Н. и федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Магаданской области» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 31 мая 2016 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., объяснения представителя истца Вахнина В.Н. – Щербакова А.Н., представителей ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Магаданской области» и третьего лица, военного комиссара Магаданской области, – Аверьянова С.В., Джумига В.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб своих доверителей и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы противной стороны, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Вахнин В.Н. обратился в суд с вышеназванным иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Магаданской области» (далее – Военный комиссариат Магаданской области), указав в его обоснование, что по достижении предельного возраста уволен с военной службы с сохранением прав и социальных льгот, предусмотренных положениями ч. 5 ст. 16 и ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В марте 2016 г. он получил уведомление № 6284 о предоставлении путевки в санаторно-курортное учреждение Министерства обороны Российской Федерации <.......> на период с 26 июля по 15 августа 2016 г.

14 марта 2016 г. обратился к военному комиссару Магаданской области с заявлением о предоставлении аванса в сумме 56 000 рублей для приобретения проездных документов в санаторно-курортное учреждение и обратно. Однако письмом от 11 апреля 2016 г. ему в предоставлении аванса отказано, с разъяснением о том, что расходы, связанные с перевозкой граждан, уволенных с военной службы, возмещаются после осуществления проезда и предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду; какой-либо механизм выдачи денежных средств для приобретения проездных документов лицам, уволенным с военной службы, на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные организации в настоящее время никакими нормативно-правовыми актами не определен. Одновременно разъяснено о возможности выдачи истцу пенсии вперед (до 6 месяцев) для приобретения проездных документов.

Указывал, что пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 20 апреля 2000 г. «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их имущества», Министерству обороны и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, имеющим право на проезд и перевоз багажа, во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.

Полагал, что отказ военного комиссара Магаданской области выдать ему денежные средства для приобретения проездных документов к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно не соответствует приведенной выше правовой норме и препятствует ему в реализации социальной гарантии на оздоровление.

Обращал внимание на то, что в апреле 2015 г. военный комиссар Магаданской области уже отказывал ему в предоставлении аванса на те же цели. Отказ он обжаловал и решением Магаданского городского суда от 29 апреля 2015 г. его требования были удовлетворены.

Просил суд обязать ответчика выдать денежные средства для приобретения проездных документов к месту нахождения санаторно-курортного учреждения <.......> по маршруту <адрес> и обратно до даты осуществления поездки, указанной в уведомлении № 6284 о предоставлении путевки в санаторно-курортное учреждение <.......> взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 31 мая 2016 г. исковые требования Вахнина В.Н. удовлетворены частично.

Суд возложил на Военный комиссариат Магаданской области обязанность выдать Вахнину В.Н. денежные средства для приобретения проездных документов к месту нахождения санаторно-курортного учреждения <.......> по маршруту <адрес> и обратно до даты совершения поездки, указанной в уведомлении № 6284 о предоставлении путевки в санаторно-курортное учреждение <.......>

В удовлетворении требования Вахнина В.Н. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда отказано.

В апелляционной жалобе Вахнин В.Н. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части отказа во взыскании в его пользу компенсации морального вреда и вынесении в этой части нового решения.

Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии причинно-следственной связи между его нахождением на листе нетрудоспособности и отказом ответчика в выдаче денежных средств на приобретение проездных документов 11 апреля 2016 г.

Поясняет, что системное нарушение военным комиссаром Магаданской области его права, причиняет ему нравственные страдания, вызванные недоверием к органам государственной власти, необходимостью обращаться за защитой своих прав в различные инстанции, нести финансовые, психологические и временные потери.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Вахнина В.Н. Военный комиссариат Магаданской области полагает решение суда в части отказа в компенсации морального вреда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В апелляционной жалобе Военный комиссариат Магаданской области ставит вопрос об отмене решения суда в той части, в какой требования истца удовлетворены и вынесении нового решения об отказе в этих требованиях.

Настаивает на том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность выдачи аванса лицам, уволенным с военной службы, на приобретение проездных документов к месту санаторно-курортного лечения. В подтверждение своей правовой позиции приводит выдержку из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 ноября 2015 г. № 33-42079/2015.

Поясняет, что в целях экономного расходования бюджетных средств и реализации прав военных пенсионеров на бесплатный проезд в Министерстве обороны Российской Федерации был разработан механизм выдачи пенсии до шести месяцев вперед, фактические расходы военного пенсионера незамедлительно компенсируются после проезда в пределах норм, установленных для соответствующей категории.

Обращает внимание, что такой механизм не ущемляет прав военных пенсионеров, но в то же время дает реальную возможность органам военного управления исполнить требования действующих нормативных актов, и контролировать расходование бюджетных средств подчиненными органами.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Военного комиссариата Магаданской области Вахнин В.Н. полагает решение в оспариваемой ответчиком части законным и обоснованным, не подлежащим отмене ил изменению.

Полагает, что выдача пенсии вперед, по сути, является незаконным требованием приобретать проездных документов за личные средства военных пенсионеров.

Истец Вахнин В.Н., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - военный комиссар Магаданской области Барановский С.И., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не ходатайствовали, обеспечили явку свих представителей. Учитывая мнение явившихся лиц, руководствуясь положениями частей 3, 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца ответчика и третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, обсудив эти доводы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

По делу установлено, что Вахнин В.Н. является военным пенсионером с 1 ноября 2007 г., уволен с военной службы в звании капитана по выслуге лет в связи с достижением предельного возраста.

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ).

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона).

Статьей 20 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ в пунктах 1-5 закреплено право на проезд на транспорте при определенных условиях для различных категорий граждан – военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов семьи военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, других лиц (сопровождающие, близкие родственники военнослужащего) в зависимости от цели проезда (к месту отдыха, к месту службы, в командировку и т.д.).

Пунктом 5, в частности, предусмотрено право офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).

В силу пункта 9 этой же статьи расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 20 Федерального закона № 76-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 20 апреля 2000 г. № 354 (действующее в редакции Федерального закона от 7 марта 2016 г.) «Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (далее – Постановление № 354).

Пунктом 1 Постановления установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, в том числе офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения, - на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Пунктом 5 Постановления № 354 Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.

Ссылаясь на данное нормативное положение, истец полагает, что поскольку он имеет право на проезд на безвозмездной основе в санаторно-курортную организацию и обратно, то у Военного комиссариата Магаданской области возникала обязанность выдать ему денежные средства на приобретение проездных документов перед осуществлением проезда.

Однако такая правовая позиция истца ошибочна и не основана на нормах действующего законодательства.

Из буквального толкования пункта 5 Постановления № 354, следует, что перевозочные документы (денежные средства) подлежат выдаче перед осуществлением проезда в том случае, если нормативно-правовым актом предусмотрено право военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи военнослужащего на получение именно перевозочных документов или денежных средств, а не, к примеру, право на компенсацию понесенных на проезд расходов.

Между тем, на момент обращения истца с заявлением о выплате ему аванса для приобретения проездных документов в санаторно-курортное учреждение <.......> 14 марта 2016 г., так же как на дату рассмотрения дела судами, отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий право офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста, на получение перевозочных документов или денежных средств для проезда в санаторно-курортное учреждение и обратно.

Вопросы реализации права на проезд военнослужащих, лиц уволенных в с военной службы, членов их семей, регулируются приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. № 300 (ред. от 19.10.2001) «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», которым должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам приказано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющих право на бесплатный проезд расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, после осуществления проезда и предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезда пределах установленных норм.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. № 200 (ред. от 11.08.2010) утверждено «Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Согласно общим положениям Главы II Руководства «Выдача и использование воинских перевозочных документов, оформляемых для проезда и перевозки личного имущества» воинские перевозочные документы или денежные средства на проезд и перевозку личного имущества выдаются в порядке, определенном настоящим Руководством, в зависимости от категорий граждан: в воинских частях; на сборных пунктах; в военных комиссариатах (в том числе гражданам, уволенным с военной службы). Расходы на проезд и перевозку личного имущества лиц, указанных в настоящем пункте, а также военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на федеральных государственных унитарных предприятиях Министерства обороны Российской Федерации, и членов их семей производятся за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на транспортные расходы (статья 000732 Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации), за исключением случаев, оговоренных в настоящем Руководстве особо (пункт 35).

Порядок и основания выдачи воинских перевозочных документов при предоставлении отпусков, следовании на лечение, поступлении в образовательные учреждения и обучении в них установлен в соответствующем разделе (пункты 45-65).

В соответствии с пунктом 54 Руководства офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, возмещаются расходы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Указанные расходы возмещаются военными комиссариатами за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на социальное обеспечение уволенных военнослужащих (статья 006226 Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации).

Данный пункт действует в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2010 г. № 1080; этот же пункт в ранее действующей редакции предусматривал для данной категории граждан выдачу перевозочных документов.

Названные приказы в установленном порядке зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, изданы должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции.

Таким образом, действующим в спорный период законодательством, предусмотрен единственный механизм реализации офицерами, уволенными с военной службы, права на бесплатный проезд в санаторно-курортные и оздоровительные организации и обратно (один раз в год) – компенсация понесенных расходов на приобретение проездных и перевозочных документов, после осуществления проезда и предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду в пределах установленных норм.

Право такой категории граждан на получение денежных средств на указанные цели до выезда на лечение (оздоровление), то есть авансом, нормативно-правовыми актами не предусмотрено. При разрешении дела суд первой инстанции на такую правовую ному не сослался, неправильно истолковал нормы права, регламентирующего спорные правоотношения, что привело к вынесению незаконного решения в этой части.

Доводы истца о том, что отказ военного комиссара Магаданской области выдать ему аванс на приобретение проездных документов, нарушает его право на оздоровление, безосновательны. Предоставляя такую гарантию офицерам, уволенным с военной службы, законодатель предусмотрел и механизм её реализации – возмещение военному пенсионеру понесенных расходов на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно.

Кроме того, как следует из материалов дела, в целях реализации пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации № 354 в настоящее время разрабатывается проект Приказа Министра обороны Российской Федерации, которым будет предусмотрена выдача воинских перевозочных документов пенсионерам Миноброны России и членам их семей при следовании на стационарное лечение и в санаторно-курортные и оздоровительные организации и обратно. До вступления его в силу военным комиссариатам предписано при обращении пенсионерам до 6 месяцев пенсий вперед, а окончательный расчет с пенсионерами производить в кратчайшие срока после их прибытия на основании проездных документов, подтверждающих стоимость проезда (разъяснения руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» от 4 апреля 2016 г., л.д. 55).

Такое право на получение пенсии до шести месяцев вперед разъяснено истцу, однако, он им не воспользовался.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Магаданского городского суда от 31 мая 2016 г. в части возложения на Военный комиссариат Магаданской области обязанности выдать Вахнину В.В, денежные средства для приобретения проездных документов к месту нахождения санаторно-курортного учреждения <.......> по маршруту <адрес> и обратно до даты совершения поездки подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, с вынесением новое решение об отказе Вахнину В.Н. в удовлетворении этих требований.

Оснований для вынесения в адрес руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» частного определения, как о том просит истец в апелляционной жалобе, при рассмотрении дела судебной коллегией не установлено.

Что касается апелляционной жалобы истца, то она не подлежит удовлетворению.

Как следует из содержания искового заявления и доводов апелляционной жалобы, требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда Вахнин В.Н. обосновывал систематическим противоправным нарушением военным комиссаром Магаданской области его права на оздоровление, на свободу передвижения. В обоснование ссылался на факты отказа в выдаче аванса на приобретение проездных документов на основании его заявлений от 6 марта 2015 г. и от 14 марта 2016 г. и положения статьи 1069 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.

Однако, учитывая, что при рассмотрении данного дела судебная коллегия пришла к выводу о правомерности отказа ответчика в удовлетворении заявления истца от 14 марта 2016 г., то доводы истца о систематическом нарушении его права, несостоятельны. В этой связи доводы Вахнина В.Н., изложенные в апелляционной жалобе, относительно доказанности факта причинения ему ответчиком морального вреда и причинно-следственной связи между действиями ответчика и его нахождением на листке нетрудоспособности, правого значения не имеют и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Вахнина В.Н. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Магаданской области» удовлетворить.

Отменить решение Магаданского городского суда Магаданской области от 31 мая 2016 г. в части возложения на федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Магаданской области» обязанности выдать Вахнина В.Н. денежные средства для приобретения проездных документов к месту нахождения санаторно-курортного учреждения <.......> по маршруту <адрес> и обратно до даты совершения поездки, указанной в уведомлении № 6284 о предоставлении путевки в санаторно-курортное учреждение <.......> и вынести в этой части новое решение об отказе Вахнину В.Н. в удовлетворении этих требований.

То же решение в части отказа Вахнина В.Н. в удовлетворении искового требования к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Магаданской области» о взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Вахнина В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий С. Н. Лобыкин

Судьи И. Ю. Бельмас

О. А. Бирючкова