Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 28 ноября 2016 г.

Красноярский краевой суд

Дело № 3а-259/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск. 21 сентября 2016 г.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре судебного заседания Богдановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бахова <данные изъяты> к Правительству Красноярского края, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Бахов А.Н. обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.

Заявленное требование административный истец мотивировал тем, что он как собственник объектов капитального строительства, находящихся на вышеуказанном земельном участке, имеет преимущественное право на его выкуп, однако кадастровая стоимость этого земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, а это влечёт необоснованное увеличение выкупной цены.

Определением судьи Красноярского краевого суда от 7 сентября 2016 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Правительство Красноярского края и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю).

В судебное заседание Бахов А.Н., представители Правительства Красноярского края и Управления Росреестра по Красноярскому краю, а также представитель заинтересованного лица – администрации города Красноярска не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя Бахова А.Н. – Шишкина П.И., поддержавшего заявленное требование, объяснения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю Самозванцевой П.В., не возражавшей против административного иска, изучив материалы дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12). Кадастровая стоимость также может быть установлена путём оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены, в частности, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 2 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11 статьи 24.18). При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (часть 2 статьи 3). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15). При осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости датой определения кадастровой стоимости таких объектов является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 24.19).

Как видно из материалов дела, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, входит в состав земель населенных пунктов, разрешённое использование – «<данные изъяты>», его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Сведения о нём, как ранее не учтённом объекте, внесены в государственный кадастр недвижимости 2 февраля 2015 г. (л.д. 10, 76).

После внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об этом вновь образованном участке государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Красноярского края не проводилась, поэтому датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка следует считать 2 февраля 2015 г.

Государственная собственность на данный земельный участок не разграничена, а административный истец является собственником находящихся на нём нежилых зданий, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 11 – 13).

Из отчета оценщика от 12 апреля 2016 г. № 02-1 ОЦ-16 усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 2 февраля 2015 г. составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 14 – 108).

Названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определённая в нём стоимость объекта оценки подтверждена экспертом, о чём имеется положительное экспертное заключение некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» от 12 апреля 2016 г. № ЭП-160216-КРНЯ (л.д. 109 – 118).

Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 2 февраля 2015 г. составляет <данные изъяты> <данные изъяты> рублей не имеется.

Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, пользуется исключительным правом на приобретение данного участка в собственность. Причём при реализации этого права выкупная цена земельного участка будет исчисляться исходя из его кадастровой стоимости (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статья 11 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»).

При таких обстоятельствах, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, определённой по состоянию на 2 февраля 2015 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 17 августа 2016 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.